Причалы пассажирского порта Морской фасад «забиты» круизными лайнерами и паромами. Большие суда, похожие на маленькие города со своей инфраструктурой, приходят в Петербург по Финскому заливу со стороны Васильевского острова. Пока здесь высаживаются только туристы, но уже в следующем году порт официально станет грузо-пассажирским.
— Реконструкция пункта пропуска, которая проводится в настоящее время, была согласована в марте 2015 года правительством РФ и по результатам тех работ, которые мы собираемся произвести в рамках проекта, мы планируем прием паромов с грузовой составляющей, — отметил Алексей Панфилов, коммерческий директор порта «Морской фасад».
Эта самая составляющая, в данном случае, — автомобили, которые смогут доставлять все те же лайнеры и паромы. Для такого груза, правда, порт необходимо реконструировать. Этого и пытаются не допустить защитники Васильевского острова. Активисты напоминают, что, когда «Морской фасад» только строили, власти обещали — порт грузы принимать не будет!
— А если опять будет ошибка в расчетах, если перепрофилирование на грузопассажирский порт не принесет должных финансовых дивидендов, что тогда мы будем нефтепереливной терминал ставить на Васильевском острове, — считает активист Ольга Галкина.
О том, что через остров пойдет уголь и другие подобные грузы, говорят, пусть и в формате предположений, но давно. Правда, в самом порту слухи категорически опровергают и называют чуть ли не бредом.
— Информация о создании здесь какого-то терминала, угольного терминала или контейнерного терминала, является абсолютно необъективной, учитывая существующие границы порта и пропуска, мы просто физически не можем позволить себе построить какие-то дополнительные мощности, — отмечает Алексей Панфилов.
А для автотранспорта нужна лишь небольшая реконструкция. Кроме того, в «Морском фасаде» не понимают, почему люди так обеспокоены, ведь соседний морской вокзал давно принимает и пассажиров, и груз такого сегмента, и никто не жаловался. А теперь, когда новый порт, полностью контролируемый городом, решил повысить рентабельность, появились противники.
— Без грузовой составляющей эксплуатация паромов, она не то что не рентабельна, она смысла не имеет. Возить просто так воздух — это не по карману ни одной компании, — отмечает генеральный директор паромной компании Сергей Котенев.
С этим не спорят ни активисты, ни губернатор, в своем официальном ответе.
— Губернатор в первый раз признает, что проект пассажирского порта на намывных территориях нерентабельный! Это то о чем мы говорили около десяти лет назад, когда этот проект возник, — говорит Ольга Галкина.
Расширение намывных территорий, ухудшение экологической ситуации и захват дорог Васильевского острова грузовиками — это главные опасения активистов и некоторых депутатов Заксобрания Петербурга. Градозащитники признают, возможно, они преувеличивают трагичность ситуации, но это происходит, в первую очередь, из-за неведения. Никто, якобы, не вступает с ними на диалог. И не может подтвердить или развеять страхи. Все приходится черпать из сообщений прессы.
— Это никоим образом не повлияет на транспортную инфраструктуру на Васильевском острове. Все схемы и маршруты разрабатываются не абы как, они разрабатываются комитетом по транспорту. Есть определенные маршруты, для грузового автотранспорта есть часы, когда им можно выезжать, — отмечает Котенев.
Но «на слово» активисты руководству «Морского фасада» не верят. Депутат местного парламента Ковалев даже инициировал прокурорскую проверку. После нее сотрудники порта готовы дать официальную пресс-конференцию. Но пока все остаются при своих мнениях. Активисты не сдаются, администрация продолжает реконструкцию.