Концертмейстер Михайловского театр почти сутки провел в отделе полиции. Причина задержание — отсутствие документов на велосипед. Не помогло и вмешательство адвоката, который к тому же получил и штраф.
Александр, герой этого проишествия, работает в Михайловском театре и именно туда направлялся в тот день, ехал как обычно на велосипеде, утверждает, что правил не нарушал.
Меня остановили и в крайне невежливой форме попросили предъявить документы на велосипед. Мне это требование показалось абсурдным, велосипед-то старенький, — рассказывает Александр.
Документов на железного коня не оказалось, и на репетицию Александр так и не попал. Почти сутки он провел в отделе полиции. А на утро был суд. Обвинение предъявили и Александру, и Павлу, его защитнику. Суд признал вину обоих, пришлось заплатить штраф. Правда, вовсе не за велосипед.
— Сотрудники полиции в своих рапортах указали, что я ругался матом, это, конечно же, не соответствует действительности, весь процесс задержания запечатлен на видео, поэтому мы обжалуем постановление суда, — заявил адвокат Павел Маркасов.
Во время задержания у Александра велосипед изъяли, но после суда обещали вернуть, однако до сих пор двухколесный транспорт находится в отделе полиции.
По закону полицейские действительно могут остановить велосипедиста, если на похожий двухколесный транспорт у них есть ориентировка. Поэтому, хотя бы для собственного спокойствия, владельцу лучше возить с собой документы, рекомендуют юристы.
— Этими документами могут являться как паспорт велосипеда, чек об оплате, также и гарантийный талон. Если мы будем приравнивать велосипед к транспортным средствам, то можно попросить показать ориентировку, в связи с чем вызвана проверка документов, — отмечает юрист Зограб Габриелян.
Если никаких бумаг с собой не окажется, то полицейские могут попросить пройти в отдел, чтобы свериться с базой. Похожая схема работает с автомобилями, с той лишь разницей, что «пробить» машину на угон инспектор может мгновенно — по рации или по телефону.
Но, например, Павел, который уже шесть лет возглавляет крупное велосообщество Петербурга, документы с собой не возит. Говорит, есть другие способы доказать, кому на самом деле принадлежит велосипед.
— Самое простое, что может сделать велосипедист в этой ситуации, — это попросить ориентировку у полицейских и сравнить описание украденного велосипеда со своим. Сравнить номер рамы украденного велосипеда, если есть. Если нет каких-то документов, гарантийного талона, чека, иногда помогает показать полицейским фотографии полугодовой, годовой давности, где человек с этим велосипедом запечатлен, — советует руководитель петербургского велообщества Павел Хусу.
Тем временем, Александр считает, в отношении него полицейские действовали чересчур грубо. Он собирается писать претензию на сотрудников правопорядка и оспаривать решение суда.