В 1982 году на четвертом этаже Дома кино Борис Гребенщиков и Майк Науменко пели для ленинградских кинематографистов, захотевших познакомиться с модной и полузапретной молодежной музыкой. 36 лет спустя здесь показывают про них художественный фильм. А в соседнем зале их друзья рассказывают, насколько он похож на правду.
Так получилось, что фильм сняли вовсе не те, для кого пели БГ и Майк. Режиссер Кирилл Серебренников — уроженец Ростова-на-Дону, работавший до известного уголовного дела в Москве. И это одна из причин той критики, которая обрушилась на его картину. Дескать, вместо ленинградского андеграунда он показал московский гламур.
Критика фильма началась еще до его премьеры. Как известно, Борис Гребенщиков, прочитав сценарий (как подчеркивают его оппоненты, раннюю версию сценария), заявил, что это «ложь от начала и до конца». Сценарий также раскритиковал сооснователь группы «Кино» Алексей Рыбин. А после выхода фильма к ним присоединился звукорежиссер Андрей Тропилло, записавший «золотой фонд» русского рока. Группа критиков получилась более чем авторитетной.
Собравшиеся в Доме кино в понедельник, 9 июля, на круглый стол «Историческая и этическая достоверность фильма Кирилла Серебренникова «Лето», попытались показать другую точку зрения. В основном это были близкие друзья Майка Науменко, мало известные широкой публике, но узнавшие в фильме себя.
Например, сцена на берегу Финского залива напомнила им празднование дня рождения Павла Краева. Каждый год во второй половине мая вся компания ездила праздновать его именно на Финский залив. И, кстати, продолжает делать это до сих пор.
— Фильм восторгов особых не вызвал, хотя смотреть его очень приятно, — попытался быть объективным Павел Краев. — Это такой набор зарисовок того времени, который вполне попадает. Зарисовки хорошие, вполне соответствуют настроению того времени. Характеры узнаваемые, манеры узнаваемые, более-менее соответствуют тому времени.
В танцующих на берегу залива девушках узнала себя Ольга Липовская.
— Когда я смотрела этот фильм, который рассказывает про мою молодость, у меня не возникло ни одного отторгающего чувства, — сказала она.
Вспомнила Ольга Липовская и первый концерт группы «Кино» в Ленинградском рок-клубе, также показанный в фильме.
— Сцены рок-клуба — это просто мои воспоминания вчистую. Я не увидела никаких нестыковок или оплошностей. Я была на том концерте, — рассказала Ольга.
Анатолий Заверняев, известный в том кругу как Родион, познакомился с Майком в 1974 году, а позже познакомил Майка с БГ. На «Лето» шел, по его словам, с предубеждением, наслушавшись отрицательных отзывов. Недостатки, по его мнению, действительно нашлись. Например, в картине практически не показан город того времени.
— Жизнь была очень структурирована городом. «Сайгон» (легендарное кафе – ред.) был главной коммуникацией Невского проспекта. Город играл очень важную роль в нашей жизни, — пояснил Родион.
Вместе с тем, он увидел те реалии андеграунда 1980-х, которые в фильме вроде бы и не заявлены. Например, «идеальный» концерт «Зоопарка» выглядел также, как легендарные концерты проекта «Поп-механика». А анимационные вставки в фильме выполнены в стилистике подпольных художников, с которыми дружили рокеры. Узнал он и некоторых персонажей второго плана, прямо не названных в фильме, например, музыкантов группы «Аквариум».
— Несмотря на то, что в фильме нет города, дух его присутствует, — возразил клавишник группы «Зоопарк» Александр Донских.
Впрочем, он отметил, что вообще не оценивал фильм с точки зрения похоже-не похоже. Александр рад тому факту, что в художественном кино фактически впервые предпринята попытка раскрыть тему русского рока.
— Прорван занавес молчания, — заявил Александр Донских. — 40 лет как будто и не было этого ничего. В то время, как в Штатах про кого только не сняты фильмы — про звезд и рока, и джаза, и блюза.
Ведущий концертов Ленинградского рок-клуба Александр Семенов признался, что ему пришлось объяснять молодым людям, посмотревшим «Лето», почему на рок-концертах того времени зрители сидели, а не слушали музыку стоя. До конца 1980-х это действительно было так, подтвердил он.
— Слава богу, что появился этот фильм. Да, в нем нет Питера, в нем нет «Сайгона»… Но больше ведь никто не сделал!, — подвел итог разговору Александр Семенов.