– Давайте нам 20 тысяч, и мы, может быть, не сломаем дверь.
Так весьма целеустремлённый и напористый юрист объясняет одному из собственников петербургской квартиры, что теперь это жильё наполовину принадлежит не им, а совершенно другому человеку – уже судимому за мошенничество Артуру Данеляну.
История эта началась три года назад, в 2015 году – и только чудом не закончилась смертью потерпевшей. Суть её проста: в наше время очень опасно быть одиноким доверчивым человеком с собственной двухкомнатной квартирой в Петербурге.
Петербурженка Светлана Емельянова несколько лет назад похоронила мать. После этого из родственников у неё остался лишь брат. Но у брата своя семья, дочь… Светлана стала жить одна в петербургской квартире, всё меньше общалась с людьми в обыденной жизни, зато больше времени проводила в социальных сетях.
Однажды во ВКонтакте ей написала некая Алиса. Незнакомая женщина стала вести праздные беседы, а Светлана, в свою очередь, пожаловалась ей на жизнь – одиночество и неустроенность на пороге сорокалетия. Собеседница тут же предложила женщине познакомиться с «братом».
– Хотя я не собиралась ни с кем знакомиться, – подчёркивает Светлана в интервью «78».
Но замять ситуацию не получилось. Однажды новая интернет-знакомая совершенно неожиданно появилась на пороге у Емельяновой – хотя петербурженка не называла ей адреса и совершенно точно не звала её в гости. Общение тет-а-тет стало строиться уже в новом ключе: Алиса активно интересовалась квартирой Светланы, тем, кто в ней прописан и кто является собственником.
В итоге, дама предложила Светлане квартиру продать. Она рассказывала Емельяновой удивительно красивые истории о грядущей семейной жизни с её «братом» и обещала купить им дом со всеми удобствами. Но петербурженка отказалась. После чего история приобрела неожиданный и страшный характер.
В очередной раз Алиса позвонила Светлане с новым заявлением: пора ехать знакомиться с родителями жениха. Которого, отметила женщина, она на тот момент так и не видела. Емельянова отказалась, но Алиса с подругами всё равно явилась к ней домой и увезла петербурженку в Красное Село.
Вот только в квартире на улице Лётчика Пилютина никаких «родителей», как и «жениха», не оказалось. Светлану заперли в комнате и потребовали переписать свою квартиру на того самого загадочного «мужчину мечты», образ которого маячил перед женщиной всё это время. Емельянова наотрез отказалась.
Похищенная петербурженка провела взаперти почти два месяца. Всё это время ей практически не давали еды, а телефон отобрали.
– Не поили, не кормили. Давали что-то попить. Я была почти без сознания, – вспоминает женщина.
По словам адвоката Емельяновой, члена Пушкинской коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Владимира Попова, всё то время, что женщина сидела в заточении, её, очевидно, опаивали лекарствами.
Однажды сквозь полудрёму Светлана услышала разговор своих «тюремщиков». Как рассказывает адвокат, из полусна женщину выдернула довольно жёсткая фраза:
– Если мы сейчас эту дуру не уговорим, придется её везти в лес и закапывать.
В разговоре фигурировала также фамилия Данеляна – того самого загадочного жениха.
– В один из дней я услышала его фамилию. Они беседовали о том, что если я откажусь подписать документы на продажу, чтобы меня вывезли в лес, убили и закопали, – вспоминает сама потерпевшая.
Тут женщина уже не выдержала:
– Я бросилась в ноги к его подельнице, стала просить: «Не убивайте меня, я вам все отдам, все подпишу!» После этого они повезли меня в офис Данеляна, там я его впервые и увидела. Мне его представили как директора по недвижимости.
Как рассказал Владимир Попов, разговор, очевидно, был подстроен, чтобы сломить Емельянову. И это у похитителей получилось. В «офисе» на Нарвской, 18 Светлану ждал не только «долгожданный жених», но и целая толпа мужчин и женщин.
– В этом офисе было якобы агентство по недвижимости, которым руководит Данелян, – рассказал адвокат. – Но никакое это не агентство, это мошенники, снимавшие там офис. Там были и серьёзные адвокаты. Но они почему-то не представились адвокатами – они представились агентами по недвижимости и юристами.
Светлана оказалась на Нарвской в офисе самой настоящей ОПГ в полубессознательном состоянии. Она была готова подписать что угодно в обмен на жизнь. Тут, однако, вскрылись неожиданные подробности.
– Когда стали собирать документы, оказалось, что в квартире прописана ещё и её племянница, они в находятся долях. И оформить договор купли-продажи они не могут, – рассказал Владимир Попов.
Адвокат сообщил об этом «загадочному жениху» и посоветовал оформить дарственную.
– Быстренько подготовили ненотариальную дарственную – закон позволяет. Если бы оформляли документы у нотариуса, он бы обратил внимание, что человек почти без сознания и не хочет ничего подписывать… Но – закон позволяет, – рассказывает адвокат потерпевшей. – Оформили договор дарения. Она почти без чувств, её берут как куклу, отвозят в МФЦ, и в одном окошке быстренько оформляют дарственную на эту долю.
По словам Владимира Попова, всё это произошло «почти мгновенно». Выписанную из собственной квартиры петербурженку прописали где-то в Мурманской области, в глухой деревне. А самой Светлане предстояло «свадебное путешествие».
– Они думали, что я не выживу… Думали, я там умру, – вспоминает Светлана.
Чтобы замести следы и не заработать себе «мокрую» статью, подельники Данеляна решили отправить Светлану на юга. Телефон у неё отобрали давно, денег также не было. С одним паспортом женщину, почти два месяца просидевшую в заточении на наркотиках, отвезли в аэропорт. Там её посадили на самолёт до Краснодара.
Но Светлану спасли её собственные мужество и целеустремлённость. Ослабленная петербурженка не потерялась на краснодарских улицах – оказавшись на свободе, она немедленно решила вернуться в родной город и наказать похитителей и мошенников.
– У меня в голове было одно: добраться до Питера, как можно скорее связаться с братом, рассказать ему всё, чтобы уже дальше завели дело, – рассказала Емельянова «78».
До Северной столицы Светлана добиралась трое суток «на перекладных». Сначала она уговорила водителя автобуса довезти её до Ростова.
– Я обратилась к водителю автобуса, объяснила ситуацию. От Ростова до Москвы добиралась на электричках – пять электричек всего было, вроде бы, – вспоминает потерпевшая.
Напомним – ни денег, ни телефона, ничего. Тем не менее, Светлана добралась до Москвы, а оттуда уже и до Петербурга. Но сразу ни домой, ни к брату не пошла – боялась. Боялась, что в квартире находится тот самый «волшебный жених» с подельниками, и кто знает, что будет, если он её заметит…
Пока Светлана добиралась до родного города, Артур Данелян не дремал. Практически сразу он созвонился с братом Емельяновой и заявил о своих правах на квартиру.
– Говорит: «Я собственник доли сестры, выкупай её у меня». Она ещё там, в Краснодаре, а он уже приехал вселяться, сломал дверь, даже ещё не получив документы, – рассказал адвокат Владимир Попов.
Одно из таких посещений брат Светланы записал на видео. Вместе с лысоватым коренастым толстячком Данеляном в квартиру явились его юрист и полицейский – и потребовали ключи. Именно юрист Данеляна – милая белокурая дама – предложил «не ломать дверь» в квартиру за 20 тысяч.
Полицейский на видео, к слову, от всей души уговаривал брата Светланы не упорствовать и отдать новому владельцу ключи. А когда тот заявил, что даже не знает, где делают дубликаты, правоохранитель немедленно дал рекомендацию: «Да рядом же делают, в доме № 15!»
Что касается «невесты» – угрюмый «жених» жёстко сообщил, что она даже не имеет права находиться в этой квартире. Вполне вероятно, что дальше события развивались бы по стандартному для чёрных риелторов сценарию: новый «хозяин» устраивает владельцам невыносимую жизнь и вынуждает их продать квартиру за бесценок. Но тут вернулась из «поездки на юг» Светлана.
– Я боялась идти домой, думала, что Данелян там находится. Меня увидели соседи с моего подъезда, которые знают нашу семью сорок лет, пригласили к себе и позвонили моему брату, – рассказала Емельянова.
Брат тут же приехал за Светланой, и они вместе отправились писать заявление в полицию. Правда, не стоит думать, что на этом история закончилась. Вовсе нет – полиции был совершенно не интересен этот «типичный» для Петербурга случай. Добиться того, чтобы мошенник и похититель оказался на скамье подсудимых, удалось благодаря упорству адвоката и счастливой случайности.
Владимир Попов вспоминает, что правоохранительные органы все три года, что тянется дело, относились к нему с абсолютным безразличием:
– Куда бы мы ни обращались – бесконечная волокита. Главная их цель – избавиться от нас. Бесконечные отказные материалы. Обратились в суд – лучше бы не обращались! Нам отказали в исковых требованиях. Говорят: «Вы не можете доказать, что не добровольно подписали договор дарения».
Сдвинуть дело с мёртвой точки помогло обращение в прокуратуру РФ.
– Только после этого материал попал в Следственный комитет. А в Следственном комитете повезло. Оказалось, что следователь, к которому попало дело, сажал Данеляна по первой судимости. И когда он посмотрел документы и увидел фамилию «Данелян», говорит: «Так я эту сволочь только что сажал!»
В Следственном комитете выяснилось, что Светлана – не единственная «невеста» немолодого армянина. Несколько лет назад Данелян уже сидел в СИЗО за аналогичные дела. Против него было возбуждено дело по статье 126 УК РФ – «Похищение человека».
Однако за те полгода, что любитель петербургской недвижимости сидел в СИЗО, произошли удивительные пертурбации. Статья 126 невероятным образом изменилась на статью 159 – «Мошенничество».
– Он пошёл с судом на какую-то сделку, ему дали 3,5 года условно, он вышел и взялся за то же самое, – рассказал Владимир Попов. – Находясь на условном сроке, он совершает новые преступления!
А ведь за «похищением» стояла другая, аналогичная история! Но она сошла Данеляну с рук – от слова «совсем».
На самом деле, эпизодов, подобных истории Светланы Емельяновой, было больше. Всего известно о четырёх пострадавших женщинах. Одна из потерпевших даже создала свой канал на Youtube, где выложено немало видео с Данеляном в главной роли – мужчина выламывал и другие двери, отвоёвывая у других петербурженок их законное жильё. По словам одной из потерпевших, ему в этом якобы способствовали приставы и сотрудники одного из отделений полиции, а также юристы.
– У меня адвокат с ними со всеми связывался, и с женщинами, и с мужчинами, – рассказала Светлана Емельянова.– Я не первая и не последняя. Есть люди, которые выживали, как я – только им полиция не помогала. Есть и те, которых он уже убил.
В случае Светланы Емельяновой можно сказать одно – повезло. Повезло, что, в итоге, попался принципиальный следователь. Теперь правоохранители ищут остальных потерпевших от «завидного жениха», чтобы составить полную картину его «трудовой деятельности» в Петербурге.
Но везение касается только самого дела. Что же до собственной жизни петербурженки – можно с уверенностью сказать, что выжила она лишь благодаря собственным мужеству и целеустремлённости.
– У нас в семье не было трусов и предателей, – подчёркивает женщина в интервью «78».
Правда, Светлана до сих пор боится переступать порог своей собственной квартиры.
– Я боюсь проживать в родительской квартире, потому что и сын его, который с ним заодно, и другие его подельники до сих пор на свободе, – признаётся Светлана. – Вернусь в квартиру, когда им всем дадут реальный срок. Чтобы не думать, что кто-то у подъезда может меня ждать.
А подельников у лысоватого «жениха» немало. Как заявила сама Емельянова, на неё, одинокую петербурженку с двухкомнатной квартирой, Данелян вышел благодаря знакомой в паспортном столе – якобы она и сообщила ему, где живёт женщина с «приданым».
Сам же Данелян заявляет журналистам, что «дело сфабриковано». Непонятно, правда, зачем это понадобилось обычным петербуржцам, не имевшим к «риелтору» никакого отношения. Непонятная пока и судьба других его жертв. Но будем надеться, что им ещё можно помочь.