1 сентября 2018 года в России начнут действовать новые правила содержания автомобильных дорог и улиц. С этого дня вступает в силу новый ГОСТ, утвержденный приказом Росстандарта. Правда, чтобы он стал обязательным к применению, должно выйти специальное постановление правительства. Но, по данным «Коммерсанта», оно уже подготовлено.
Сейчас действует ГОСТ, принятый в 1994 году. По сравнению с ним новый документ гораздо более объемный и подробный. В нем перечисляются не только возможные дефекты дорожного покрытия и нормативы их устранения, но и другие недопустимые с точки зрения содержания дорог вещи.
Например, на дорогах, тротуарах, велосипедных дорожках и остановках не должно быть посторонних предметов, например — рекламных конструкций, предписывает новый ГОСТ. В случае их обнаружения, на уборку улицы дается 2 — 3 часа (в некоторых случаях — до трех суток).
Отдельно прописываются сроки устранения грязи, снега, скользкости, загораживающих дорожные знаки деревьев и других препятствий на дорогах.
Описание дефектов на проезжей части в целом не сильно отличается от таковых в старом ГОСТе. Сейчас ненормативными считаются ямы длиной от 15 см, шириной от 60 см и глубиной от 5 см. Они должны быть удалены в срок от 5 до 15 суток, в зависимости от категории дороги.
В новых правилах остались те же длина и глубина, а про ширину больше не говорится. Зато появился показатель площади. Чем она больше, тем быстрее должны заделать яму. Зависимость срока ремонта от категории дороги тоже осталась, но самих категорий стало больше. В результате, нормативы по срокам составили от одних до 20 суток. Самый маленький срок установлен для скоростных трасс. Самый большой — для второстепенных и внутриквартальных проездов.
Как и прежде, любой гражданин сможет обратиться в Комитет по благоустройству с требованием устранить яму на дороге. Но по новому ГОСТу определить, какой временной норматив относится к каждому конкретному случаю, будет сложнее.
Председатель Петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов и член регионального штаба ОНФ Валерий Солдунов считает, что за последние несколько лет подрядчики стали более ответственными и быстро реагируют на жалобы.
— Добропорядочные подрядчики, которые допускали какие-то дефекты, когда мы делали замечания, они в течение суток и выезжали. Если человек ответственный, то не надо никого нагибать, он приходит и исправляет, — говорит активист.
Лидер движения «Красивый Петербург» Красимир Врански оценивает ситуацию менее радужно. По его словам, недостатки устраняются, в среднем, за месяц, и не всегда качественно. Так, на место ям обычно ставят бесформенные заплатки, которые быстро разрушаются.
— Надо вырезать, делать прямоугольную ямку на месте каждой выемки, вычищать оттуда все, промазывать битумом и заливать нормальный асфальтовый слой, а не ставить какие-то кляксы. Того, что они делают, хватает на месяц — на два, не более, — сетует Красимир Врански.
В Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга заявляют, что укладываются в отведенные нормативы. Неравнодушным петербуржцам, обнаружившим «сверхнормативную» яму, там рекомендуют выбрать один из трех путей: позвонить в дежурную службу комитета, по телефону 004 или написать на портал «Наш Санкт-Петербург».
Добавим, что это может помочь кому-то сохранить свой автомобиль или даже жизнь. По данным ГИБДД, за три месяца 2018 года 47% всех ДТП в стране были связаны с недостатками улично-дорожной сети. Это более 14 тыс. аварий. Если же автомобиль попал в такое ДТП, то есть все шансы взыскать ущерб с предприятия, ответственного за содержание дороги и допустившего ее ненормативное состояние.