Июль для России — это время подорожания коммунальных услуг. Повышать тарифы на коммуналку именно летом, а не с нового года, как было раньше, принято в 2012 году. Тогда чиновники решили, что это не только позволит сократить инфляционные ожидания, но и, что называется, «смягчить удар». Летом петербуржцам хотя бы не приходится платить за отопление.
О грядущем повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги предупреждали ещё в октябре 2017 года. Тогда председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, устанавливающее лимиты повышения стоимости. Причём речь шла о более «ужасающих» цифрах. Повысить тарифы на услуги ЖКХ в Петербурге в июле этого года могли сразу на 6%. С учётом оптимизации затрат предельный индекс был снижен на один процентный пункт. На прошлой неделе комитет по тарифам сообщил, что в сумме платёж вырастет на 4,6%. Средний прирост за коммунальные и жилищные услуги составит «лишь» 119,48 рублей по сравнению с декабрём 2017 года. Платить будем больше на 89 рублей с человека — 2712 рублей в месяц — и это самое маленькое повышение за последние годы. Но легче ли от этого? Среди российских регионов в Петербурге рост тарифов будет одним из самых заметных.
Итак, что нас ждёт? С 1 июля рост цен за электроэнергию в нашем городе составит 4,9%. Жители Северной столицы, у которых в доме газовые плиты, будут платить 4,53 рубля за киловатт-час, а при наличии электроплит — 3,40 рублей. Природный газ обойдётся в 6,17 рублей за киловатт-час. Тарифы по нему увеличились на 3,4%.
Самые большие изменения будут внесены в строчку платёжки по стоимости холодной воды и водоотведения. Тарифы увеличатся на 7,5% — до 30,09 рублей за кубометр. При этом стоимость горячей воды увеличится на 4% и составит 104,75 рублей за кубометр. Стоит отметить, что ровно год назад тарифы на водоснабжение увеличились на 10% и чиновники предупреждали — до 2020 года такой рост станет традиционным. Якобы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» участвует в масштабной инвестиционной программе, и ставки повышения должны на всё это время быть фиксированы. Сопредседатель союза потребителей России, руководитель школы ЖКХ Анатолий Голов считает, что обычные петербуржцы за эти программы, как и за работу ГУПов, платить не должны.
— Ещё в начале 2000-х годов губернатор Владимир Яковлев заявил, что мы платим 100% за коммунальные ресурсы. Либо он нас тогда обманул, либо Водоканал не умеет работать. В прошлом году инфляция опустилась до 2,5%, достигнув исторического минимума, почему тогда за холодную воду мы должны платить на 7,5% больше? Реально рост тарифов значительно опережает инфляцию. ГУП «ТЭК», Водоканал, «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» — это монополии, но управление ими — не монополия. А у нас вся система тарифообразования построена на том, чтобы увеличивать цены. Их плохая работа перекладывается на нас, — отмечает эксперт.
Изменения коснутся и жилищных услуг, которые составляют около 20% от всего платежа. Прирост платежа за содержание жилого помещения на одного человека составит 30,48 рубля в месяц. Это, подсчитали чиновники, на 1,27 рубля или 4,2% больше действующего размера платы.
По подсчётам Анатолия Голова, тарифы за воду выросли более, чем в два раза за последние 10 лет. Обратимся к цифрам и мы. Рассмотрим конкретную семью из трёх человек, проживающую в трёхкомнатной квартире общей площадью около 60 кв. м. В июле 2007 года им пришлось заплатить за услуги ЖКХ 2587 рублей и 50 копеек, а в том же месяце 2017 года —5112 рублей 48 копеек. Это летом. Рассмотрим квитанции, которые пришли в период отопительного сезона. В марте 2008 года в квитанции была указана сумма в 2919 рублей и 32 копейки, а в марте 2018 года — 8117 рублей и 34 копейки. Таким образом, на период отопительного сезона квартплата увеличилась в 2,7 раз, а летом — почти в два раза.
Напомним, что инфляция в нулевые росла намного быстрее, чем сейчас. В 2007 году она составила 11,9%. По итогам 2008-го — превысила 13%. Казалось бы, наши люди уже привыкли к резкому повышению цен. Но рост тарифов на 4,6% всё-таки пугает петербуржцев. Сейчас в России экономика развивается не так стремительно. Инфляция по итогам прошлого года замедлилась до 2,5% и оказалась минимальной за новейшую историю.
Так же радужно ли обстоят дела с доходами петербуржцев? Обратимся к данным Росстата. В Петербурге средняя зарплата в 2017 году составляла 54 400 рублей, а в 2007-м — 16 800 рублей. Правда, в эти цифры петербуржцы не верят.
— Аналитики нам говорят, что зарплаты увеличиваются. Вообще непонятно, откуда эти цифры взяты. Конечно, если взять менеджеров «Газпрома» и учителей с врачами, то, может, и будет средняя зарплата 50 тысяч. Но у простых смертных она — 28-30 тысяч. И не повышается. Люди видят эти цифры и думают: «Наверно, у меня одного 30 тысяч зарплата», а когда общаешься со знакомыми, понимаешь — она у всех такая. Сейчас все ниши заполнены людьми, которые потеряли работу. Поэтому мужчины, например, массово идут в таксисты работать, — рассуждает сопредседатель союза потребителей России и председатель региональной общественной организации «Контролируем ЖКХ» Анна Мороз.
Согласно официальным документам, существенно выросли за 10 лет и пенсии. В Петербурге в 2007 году она была на уровне 3302 рублей, а в прошлом — выросла до 13 600 рублей.
Вывод напрашивается сам собой. Даже если не верить, что зарплаты в Петербурге выросли за 10 лет более чем в три раза, а пенсии — даже в четыре, «жить стало лучше, жить стало веселее», как когда-то сказал один из вождей советского народа. Действительно, квартплаты выросли как минимум в два раза, но зарплаты и пенсии — явно не меньше. Однако специалисты всё равно бьют тревогу и считают, что петербургские монополии не «заработали» повышения тарифов.
Эксперты отмечают, что увеличение квартплаты коснётся лишь законопослушных петербуржцев, которые исправно платят за коммунальные услуги. Но, как отмечает Голов, разницу эти петербуржцы заметят обязательно.
— Недавно жилищная инспекция опубликовала данные по количеству обращений к ней. По поводу правильности начисления квартплаты к ним обратился примерно 1% собственников квартир в нашем городе. Это люди, которые внимательно посмотрели квитанцию, и у них возникли вопросы. Порядка 4000 людей. Немало. А если взять ещё тех, кто просто возмутился, но решил не звонить? Сейчас, конечно, люди тоже заметят изменения, — уверяет специалист.
Согласна с этим мнением и Анна Мороз. По её словам, петербуржцы смотрят общую сумму в своих квитанциях, но только до тех пор, пока она не меняется. Затем горожане переворачивают платёжку и внимательно изучают все пункты. А после — поступают звонки в ЖКС, и уже там людям рассказывают про изменившиеся тарифы и ссылаются на законодательство.
Однако далеко не все петербуржцы хотят и, главное, могут своевременно платить. По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2017 году горожане накопили долгов за коммунальные услуги на 3 млрд (!) рублей. Год от года число должников растет на 10-15%, но рычагов воздействия на них в распоряжении управляющих компаний нет.
— Надо понимать, что есть люди, ведущие асоциальный образ жизни. Они как не платили за услуги ЖКХ, так и не будут. То есть им абсолютно всё равно, как изменились тарифы. У них огромные долги. Но таких горожан не выселить, к примеру, потому что в квартире также живут дети. Повышай, не повышай — у них ничего не изменится. Но изменение тарифов не может быть бесконечным и для платежеспособных. Некоторые уже опускают руки. Особенно это касается семей с детьми. Ведь если выбирать в этом случае между едой для них и оплатой услуг ЖКХ, то очевидно, что приоритетнее первое. Таким образом, — подытоживает Анна Мороз, — повышая тарифы, правительство увеличивает армию неплательщиков. Одни целенаправленно не платят, другие не могут платить.
Вот и получает, что, согласно бумагам, — растут зарплаты, а на деле — долги. Получается, что дело совсем не в повышении квартплат, а в отсутствии ответственности у плательщиков и управы на них. В любом случае, с новыми цифрами в квитанциях петербуржцам придётся как-то смириться. Ведь ни городские власти, ни, тем более, монополии бороться с повышением тарифов явно не будут.