Общество
15:5421 июня 2018

С миллиардным размахом: деньги на музей блокады Ленинграда выделят из федерального бюджета

Строительство нового музейно-выставочного комплекса, посвящённого блокаде Ленинграда, вызвало вопросы, главный из которых — стоимость проекта. Большую часть суммы чиновники планируют получить из федерального бюджета.
Фото: globallookpress.com/ Semen Likhodeev

То, что новый музейный комплекс, посвящённый блокаде Ленинграда, — это будет нечто грандиозное, было понятно сразу. Только на проведение конкурса на лучший проект потратили 17 млн рублей. Привлекли лучшие архитектурные бюро со всего света, но в итоге остановились на авторе из Петербурга. Из городской казны уже выделили 1 млрд 800 млн, но этих денег оказалось недостаточно. Оценив проект в 6 млрд, губернатор Георгий Полтавченко попросил финансовой поддержки у Москвы, однако такая сумма встретила волну критики.

— Сама вся эта идея пропитана не памятью к павшим, к жертвам блокады, а желанием освоить бюджетные деньги. Это авантюра века! К сожалению, губернатор утратил реальность и нити управления. И лобби застройщиков, как и архитекторов, — это всё авантюра на авантюре, — не сомневается глава экспертного совета общественной организации «Помним всех поимённо» Александр Несмеянов.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Суммарная площадь всех корпусов — 25 тысяч квадратных метров. Зал памяти, зона скорби, кольцо блокадного времени. Автор концепции Никита Явейн уверен: деньги для такого масштабного проекта вполне адекватные.

— Это не один музейный проект у меня, есть в том же Томске, в Сочи, Я примерно в цифрах ориентируюсь и понимаю, что эти цифры близки к правде. Хотим мы этого или не хотим — нельзя музей построить по цене пятиэтажного жилого дома. Могу сказать одно: никто не хочет на этом проекте заработать. Если не очень много потеряю при этом, то буду очень доволен, — объясняет 78.ru архитектор Явейн.

Даже если деньги потратят только на дело, историки не уверены, что их стоит вкладывать в новый музей, когда в городе буквально на каждом шагу — здания, заводы, захоронения и человеческие истории — всё о блокаде.

— Слишком большой, в неправильном, сложном месте. Конечно, тот замах на музейно-выставочный комплекс в отсутствие подлинных мемориальных предметов для этого здания — он такой гигантоманский, и лучше поддерживать то, что уже существует и в этой поддержке очень серьёзно нуждается, — убеждён заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Например, действующий музей блокады в Соляном переулке — классический, немного устаревший, но первый о подвиге ленинградцев — сегодня ждёт и пока не может дождаться ни реставрации, ни новых помещений. Станет ли он филиалом нового комплекса — пока неизвестно. Как и то, чем будут наполнять новый музей.

— Это всё равно, что спрашивать, нужен ли Польше Освенцим или Белоруссии Хатынь, — он нам нужен не меньше, чем Эрмитаж. Но главная проблема — это политическая воля, которой нет, — про что этот музей? Музей не может быть музеем всего — в нём должен быть какой-то важный акцент, — убеждён историк Лев Лурье.

Но с акцентом, похоже, до сих пор не определились. Причём до такой степени, что решили обратиться к горожанам за помощью в разработке концепции. Опрос общественного мнения до сих пор проходит на сайте администрации Петербурга.

Блокаду помнит каждый квадратный метр ленинградской земли. Но этот участок на Смольной набережной, пожалуй, и правда — противоречивое место для главного городского музея, посвящённого блокаде. Хотя бы потому, что исторически он связан с ней гораздо меньше, чем Левашовский хлебозавод, Соляной городок, блокадная подстанция или Пискарёвское кладбище. К тому же проектировщикам придётся вписывать музей в систему дорожных развязок для будущего Орловского тоннеля, что может привести к техническим сложностям и удорожанию проекта. Строительство музейного комплекса ещё даже не началось, а его уже называют «новым стадионом». Первоначальная стоимость арены «Санкт-Петербург» также едва превышала 6 млрд, а потом возросла практически до 50.


МузеиБлокадаИсторияВидео
Новости партнеров