Прямой эфир

Петербургская компания грузоперевозок предлагает доплатить за «водителя-славянина»

Алиса Мун
6 июня 2018, 14:16
Новая услуга включает свободное владение русским языком и соответствующую внешность.
Фото: pxhere.com

500 рублей за «Идеальный разговорный русский» — так толерантно переименовали услугу «водитель славянской внешности», которую предложила компания грузоперевозок «Газелькин» в Петербурге. Наименование опции пришлось изменить после того, как некоторые клиенты возмутились особенностями национального маркетинга.

Фирма убрала с сайта опцию по вызову водителя славянской внешности, но по телефону она всё ещё доступна. Цена услуги — плюс 500 рублей сверху. Это вызвало недоумение клиентов и пользователей соцсетей. Неужели стоимость поездки и правда зависит от того, кем по национальности является водитель?

Опцию на сайте грузоперевозчика заметила москвичка Мария Меньшикова. В итоге вместо заказа девушка разместила гневный пост в соцсетях.

— Я сперва отошла немножко от шока. Потом у меня была реакция злости, какого-то бессилия и осознания того, что в 2018 году в России это в принципе, возможно. Я почувствовала себя деморализованной, — вспоминает Мария.

Девушка нашла грузчиков в другой компании. На следующий день магическим образом с сайта компании услуга с водителем-славянином исчезла. Но вместо неё появилось новое предложение: «Водитель с идеальным разговорным русским». Почему предыдущий вариант пропал так же внезапно, как и появился, сотрудники «Газелькина» нам объяснять отказались.

— Здесь можно усмотреть дискриминацию, поскольку здесь подразумевается, что водитель-славянин должен лучше исполнять свою работу, раз услуга стоит дороже. Видимо все остальные водители, которые не являются славянинами, как-то не соответствуют этим принципам, — считает эксперт по работе с трудовыми мигрантами Андрей Якимов.

По мнению юристов, в этом новом предложении от перевозчиков нет ничего незаконного. Конкуренция в этой сфере высокая. Каждый крутится как может, это просто маркетинговый ход.

— Например, в модельном бизнесе. Для конкретной задачи можно запросить конкретного роста, конкретной внешности и так далее. Это не составляет проблемы. Почему же она должна составлять её здесь? — недоумевает юрист Илья Пакконен.

Проблема может возникнуть в том случае, если предложение начнет пользоваться спросом. Тогда потенциальным грузчикам неславянской внешности будет сложновато устроиться на работу.

Водителю с 20-летним стажем в одной из таксомоторных компаний поставили условия — либо он меняет имя и отчество, либо у них не работает. Мужчина хорошо говорил по-русски, но на такие условия не согласился. В случае с грузоперевозками пока иная история. И водитель-славянин для фирмы — не более чем дополнительный заработок.

Предложение рождает спрос, или спрос — предложение, видимо, понимает только компания грузоперевозок, которая выбирает сотрудников с учётом их национальности.

Пока неизвестно, надолго ли славянские грузчики исчезли из списка предложений «Газелькина». Возможно, это случилось вовсе не из-за жалоб в социальных сетях. А может, в компании грузоперевозок просто вспомнили, что среди их клиентов есть и неславяне.