«Аффинаж» — одновременно очень нетривиальная и глубоко традиционная группа. Помимо канонических гитары и баса, неотъемлемую часть их звучания составляют тромбон и баян. При этом, музыканты прекрасно обходятся без ударника, что для «классической рок-группы» практически нереально.
Участники коллектива признаются, что от классического рок-состава их в своё время, по сути, уберегли обстоятельства.
— Я бы сказал, что от «обычной рок-группы» нас бог миловал, — рассуждает на эту тему басист «Аффинажа» Сергей Шиляев. — У нас было много ситуаций, когда казалось, что мы упускаем какую-то крутую возможность, о которой мечтают «все парни со двора» — какими мы и приехали в Петербург. Любой начинающий коллектив мечтает о каком-то контракте, а мы от всего этого отказывались. А по прошествии времени выходило, что и слава Богу. То же самое и с составом. Путём разных случайностей получился единственно верный вариант.
Лидер группы Михаил «Эм» Калинин рассказал историю группы подробнее. Коллектив, ставший особенно популярным в 2018 году, появился на свет ещё в 2012.
— С Серёжей мы дружим давно, решили поиграть вместе, собрать группу. Изначально планировали обычный рок-состав, но не получалось найти подходящих музыкантов. В итоге, просто наудачу подали объявление в соцсетях о том, что разыскиваем аккордеониста-баяниста. И очень быстро через общих друзей нашли Сашу (Александр Корюковец — баянист группы, прим. ред.), подружились с первых репетиций, — вспоминает Михаил.
Новый участник привёл за собой и ещё одного, с приходом которого состав стал практически «золотым». Тромбонист Саша «Ом» Евдокимов изначально был приглашён на гитару, но со временем, по признанию Калинина, стал играть в группе «практически на всём». Кроме того, именно Саша Ом, по словам музыкантов, выполняет львиную долю работы, когда приходит время взяться за постпродакшн:
— У нас на всех этапах производства альбомов Саша загружен больше всех, — рассказывает Сергей. — Мы пришли на студию, записали свои партии и, можно сказать, практически отдыхаем после этого. А Саша и следит за процессом записи, и сводит всё… В процессе он занят больше всех.
Сам тромбонист в шутку отметил, что другие участники группы могут после записи попасть на студию только по его личному разрешению.
Музыканты позиционируют себя как полностью самостоятельный коллектив, DIY-проект (от англ. do it yourself — «сделай сам»), продвинувший себя без продюсеров, лейблов и контрактов. На вопрос, почему ребята выбрали именно такой путь, лидер группы, автор лирики и вокалист Михаил Калинин отвечает честно и просто:
— Потому что у нас не было продюсеров и денег. Сложно ли было? Сейчас уже не понятно. Иногда казалось, что сложно, иногда казалось, что нет.
Участники группы уверены — в их истории не было никакого «скачка в популярность», не было момента, после которого они проснулись знаменитыми. А весь секрет — в упорном и постоянном труде.
— Мы всё время заняты, всё время записываем альбомы, концертируем. У нас очень много работы, и всё происходит очень постепенно, — объясняет Саша Ом. — Мы не ставили целью саму популярность, мы хотели реализовать себя в музыке, и просто работали, работали… И «изнутри» непонятно, был ли какой-то скачок. Лично я, по крайней мере, его не ощутил.
Слова тромбониста подтверждает и лидер группы:
— У нас не было какого-то невероятного выстрела, какие бывают сейчас у всевозможных фрешменов. Всё было равномерно.
— Мы движемся по-старинке, поступательным движением. От совсем маленьких клубов к клубам побольше, затем ещё больше, — отметил басист. — Это происходит год за годом. Год за годом увеличивается количество людей на концертах, всё очень постепенно. И вот этого взрыва — его не было.
Одним из результатов честной планомерной работы музыканты считают «подъём по ступенькам» на фестивале «Нашествие». «Аффинаж» уже успел выступить на множестве крупных музыкальных фестивалей страны: «Дикой мяте», «ВКФесте», «Старом новом роке» и других. В 2018 году музыканты сыграют на главном фестивале рок- (и «околорок») музыки в стране уже во второй раз, но впервые — на главной сцене.
— Сначала нам отказали на главной сцене и, по ряду причин, мы вообще не поехали, потом поехали, но не на главную сцену, а в этом году выступим на главной. Три этапа — и они довольно равномерны, — рассуждает Саша Ом. — Всё очень закономерно. Мы работаем, постепенно набираем слушателей. Мы терпеливые ребята.
— Мы не только развиваемся, так скажем, по-старинке, — отмечает Михаил Калинин, — у нас старомодный подход и к созданию музыкальных полотен. Сейчас «сингловое» время, а мы по-прежнему записываем большие альбомы. С синглами у нас как-то не очень получается. Потому что мысль заходит шире. Даже в момент создания сингла она вырастает в историю, и обязательно появляется ещё какая-то песня, связанная с предыдущей. И всё выливается в одну большую историю.
Участники группы соглашаются, что сейчас в российском музыкальном пространстве наступило время клипов и синглов. Сверхпопулярные клипы Шнурова и группировки «Ленинград» — самый яркий пример «передового подхода к шоу-бизнесу». Экс-лидер «Кукрыниксов» Алексей Горшенёв в интервью «78» признался, что для продвижения новой песни сегодня необходимо немедленно снимать к ней видео и тут же «забрасывать» его в массы. А лидер «Сансары» Саша Гагарин рассказал, что записывать альбомы, по его мнению, нет уже никакого смысла.
Но такой формат совершенно не подходит «Аффинажу». Петербургские музыканты предпочитают рассказывать длинные истории, а не размениваться на клипы.
— У нас было несколько одиночных синглов, но, так или иначе, эти синглы связаны с релизами, вокруг которых они образовывались, — вспоминает Сергей Шиляев.
— Они могли даже не входить в альбом, но, при этом, быть либо изначальной точкой, либо продолжением мысли или настроения, — объясняет Михаил Калинин.
Оправданность такого подхода к музыке, востребованность «длинных историй» подтверждается, по словам музыкантов, их собственным опытом.
— Насколько жизнеспособна модель, к которой прибегаем мы? Видимо, жизнеспособна, если получается играть концерты, собирать людей, — считает Михаил. — Просто кто-то действует через Ютьюб, который сейчас очень популярен, кто-то собирает фолловеров через Инстаграм, а у нас основная площадка во ВКонтакте — потому что у нас основной упор на аудио. — Клип, особенно сделанный ради большого количества просмотров, — это «моментальная задача». Ты сделал классный клип, получил свои 20 млн просмотров, проехался с туром, собрал народ — моментная задача решена. И что дальше? Не всегда понятно. А такой подход, как у нас — планомерный выпуск альбомов, концептуальных историй — работает на перспективу, — считает Сергей Шиляев.
Помимо принятой «модели творчества», действовать в популярном ключе мешает участникам «Аффинажа» и собственно отсутствие прямых возможностей.
— Мы в коллективе всё делаем самостоятельно, и мы всё-таки музыканты, а не клипмейкеры. У нас есть четыре участника, которые создают музыку, с недавнего времени у нас есть звукорежиссёр, который отвечает за звук на концертах, но вот клипмейкера, который бы мыслил образами, мог это круто передать — нет, — разводит руками Калинин.
Весной 2018 года группа выпустила пятый полноценный альбом — «Золото». Изначально пластинку анонсировали как дилогию, и первая её часть — «Ты, который нашёл» — увидела свет ещё в марте текущего года. Через два месяца поклонники группы получили возможность послушать вторую часть «Золота»: «Комната с личными вещами» вышла в мае. Однако совсем недавно музыканты заявили, что будет и третья «глава».
— Третья часть в процессе, уже есть материал, мы над ним работаем, — рассказал Михаил.
Все три части «Золота» неразрывно связаны между собой.
— Три части — это три пространства, через которые проходит лирический герой, — объяснил лидер группы. — В первой части герой находится в неограниченном пространстве, где хаос и снаружи, и внутри. Он проходит через череду потерь, этап переживания, внутренней драмы.
В финале первой части появляется второй герой — «некий образ друга, который протягивает руку из темноты и выводит лирического героя в другое пространство, уже ограниченное». В ту самую «комнату с личными вещами». Эта комната — метафора внутреннего мира героя, где он пребывает на протяжении всей второй части.
— Он анализирует то, что с ним происходило, постепенно с чем-то свыкаясь, что-то пропуская через себя и, тем самым, очищаясь, — рассказывает вокалист. — А в третьей части будет уже другое пространство. Герой покинет комнату.
Лидер группы объяснил и смысл названия трилогии: проходя через эти три пространства, лирический герой очищается, как «золото из золотоносной руды», превращаясь в золотой слиток.
Как рассказал Михаил Калинин, движение вперёд является одним из ключевых смыслов во всём творчестве группы:
— Из альбома в альбом герои постоянно движутся. Они не останавливаются, не опускают руки, постоянно происходит какая-то работа над собой, борьба как с внутренними демонами, так и с внешними обстоятельствами. Это анатомия внутреннего мира человека и его проявлений во внешнем.
— Главная тема всех наших песен и альбомов — человек. В зависимости от концепции он оказывается в разных обстоятельствах, принимает разные решения, его ожидают разные приключения, — говорит басист Сергей Шиляев.
Именно поэтому, рассказал Саша Евдокимов, люди часто видят в песнях «Аффинажа» себя, собственные чувства и переживания. И очень многие поклонники группы могут сказать: «Эта песня про меня».
Музыка и лирика «Аффинажа» до предела наполнены надрывными эмоциями, которые иногда могут казаться тёмными и даже депрессивными. Но Михаил отметил, что так только кажется — ведь каждая песня является только частью чего-то большего:
— Действительно, некоторые песни, если слушать их в отрыве от других, могут выглядеть пугающе, иногда даже запредельно. В них есть пикующие эмоции. Но диапазон эмоций у человека очень широкий: от истерики до полного спокойствия. Так обычно и случается, что герой проходит все эти стадии.
Так, в последнем альбоме герой проходит через смену целого ряда эмоций, среди которых есть и обида, и злость, и фрустрация. В «Золоте», по признанию лидера группы, много самых разных чувств, и все они иду по порядку.
— Недавно в сети нашу музыку охарактеризовали как «русский народный хардкор», — поделился Михаил, — и мне эта характеристика очень понравилась. «Аффинаж» — это «русский народный хардкор», надрывные композиции немножко с налётом фолковости.
В 2017 году у «Аффинажа» появились сразу две совместные работы с другим популярным молодым коллективом — рэпкор-группой «25/17». Песни «Клыки» и «Моряк» вошли в альбом «Ева едет в Вавилон», который «25/17» выпустили прошедшей осенью. Помимо общих песен с «Аффинажем», на этой пластинке есть совместные работы и с другими известными музыкантами: рэперами Хаски и Саградой, Гариком Сукачёвым и Александром Скляром.
Как рассказали участники «Аффинажа», коллаборация с «25/17» выросла, в первую очередь, из взаимного расположения музыкантов друг другу.
— Изначально была идея записать саундтрек к фильму, который пару лет назад снимался в Новосибирске, — рассказал Сергей Шиляев. — В нём были задействованы довольно известные люди. Подробнее рассказывать не буду, потому что с тех пор об этом фильме не было никаких вестей. Работа над этим изначально саундтреком вылилась в две совместные песни.
По словам басиста, работать с «25/17» было «легко, просто и приятно».
— У нас с ребятами немало точек соприкосновения, — объяснил Михаил Калинин, — они очень импонируют нам как люди. Мы очень подружились, и если бы этого не произошло, конечно, совместных работ бы не было. Нам просто было приятно создать что-то вместе с этими людьми.
— И, скорее всего, они по отношению к нам испытывают то же самое. Иначе они бы нас не пригласили, — уверен Сергей.
Чётких совместных планов на ближайшее будущее у музыкантов двух групп пока нет. Но определённые «намётки» всё же имеются.
— Буквально на днях мы разговаривали по телефону с Антоном Завьяловым, и он сказал, что с огромным удовольствием сделал бы ещё какую-нибудь совместную работу с нами. Это очень приятно, — признался басист.
А вот Михаил раскрыл более конкретные замыслы:
— Небольшой спойлер: у нас есть программа, которая готова пока на уровне демо. Мы уже позвали поучаствовать в неё Андрея из «25/17», и он предварительно согласился. Проект будет готов году в 2020.
Сами музыканты соглашаются с тем, что они — очень плодовитый коллектив, и на ближайшие годы у них много планов.
— Материала у нас в принципе много. Уже есть три программы, которые планируется писать после «Золота», — рассказал Калинин. — Как-то так получается, в процессе написания песен появляются ещё песни, а в черновиках мы подолгу не ковыряемся.
— Бывает так, что песня написана, но она дозревает, — пояснил басист. — И дозревать она может неделю, две, а может и два года, и больше. Самое длинное «испытание» было, наверное, у песни «Лес». А вот к песне «Твой главный враг» мы написали основную музыкальную тему в формате джема на репетиции года 2-3 назад. Прошло время, и появился текст, который идеально лёг в этот черновик. Осталось его просто доработать — и получился один из главных боевиков нового альбома.
По словам музыкантов, в их «архиве» ещё много интересного материала, да и новый появляется довольно быстро. Поэтому фанатам группы всегда есть, чего ждать.