Прямой эфир

«Где моя зарплата?»: петербургские строители месяцами сидят без денег

Алиса Мун
30 мая 2018, 20:18
Рабочие влезают в долги и рискуют остаться без крыши над головой, а чиновники разводят руками и винят во всем генподрядчиков проектов.
Фото: pxhere.com

Глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин встретился со строителями новых станций «Беговая» и «Новокрестовская». Специалисты пожаловались чиновнику, что денег за работу так и не получили. Он ответил, что город не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность подрядных и субподрядных организаций.

Новые станции с помпой открыли несколько дней назад, а сотрудники «Строительно-монтажного управления 15» остались без зарплат.

Городские чиновники, от которых рабочие ждали помощи, возложили вину на генерального подрядчика — «Метрострой». Компания, в свою очередь, выразила протест и даже опубликовала официальный документ, а котором заявила, что заказчик до сих пор не принял и не оплатил треть выполненных работ.

Бунт рабочих, которым должны 72 млн рублей, был погашен в зародыше. После встречи с чиновниками, на которую журналистов, разумеется, не пустили, страсти немного, но всё же поутихли. Рабочим «СМУ 15» всё же пообещали выдать деньги в ближайшие дни.

Но, как показали последние месяцы, невыплаты строителям метро — системная проблема. Совсем недавно в такую же ситуацию попали специалисты «СМУ 11», которые строили для Петербурга станцию «Театральная» — и также остались без зарплат. Ситуация тянулась значительно дольше, но рабочим всё же удалось получить свои деньги, и это скорее исключение, чем правило.

На проспекте Северном за забором пылится строительная техника, без дела простаивают сварочные аппараты, ржавеет ограда глубокой шахты. Здесь рабочие тоннельного отряда возводили две недели шахту, её глубина составляет 18 метров. Сейчас она более чем на половину затоплена водой, но откачивать грунтовые воды попросту некому.

Тоннельный отряд № 4 подрядился провести канализационные коммуникации для двух жилых комплексов — работали в ударном темпе, пока им не перестали платить. Более 50 штатных сотрудников сидят по домам, получая считанные копейки, а 33 рабочих, трудившихся по договору — попросту сократили. Каждому из них предприятие не выплатило в среднем по 170 тысяч рублей.

Тоннельный отряд № 4 уже больше месяца не получает денег и чаще всего невыплаты, по мнению рабочих, происходят именно по вине генерального подрядчика. Он является прослойкой между заказчиком и реальным исполнителем проекта. И таких компаний по городу около десятка, кто-то берёт подряды по прокладке коммуникаций, кто-то возводит в ударные сроки объекты, а итог один — денег на счету нет.

Один из примеров — четвёртый тоннельный отряд. Фирма работает как минимум с тремя генеральными подрядчиками. По адресу Севостьянова, 14 должна находится одна из контор, которая уже давно не выплачивает компании положенные деньги. Офис «Проектного агентства» должен находиться в цокольном этаже, однако, по словам охранников, арендаторы съехали месяца два-три назад.

Улица Софийская, 4 — где-то здесь, среди мастерских, шиномонтажа, оптовых складов и кафе с лавашом осваивают или осваивали миллионы, если не миллиарды «Водоканала» специалисты предприятия «Гарант-Проект», также должника Тоннельного отряда. И ещё один адрес — Торжковская улица, 5. Здесь в торговом центре базируется офис группы компаний «Нострум», ещё одного генерального подрядчика. О том, как активно трудится предприятие, свидетельствуют квитанции и извещения на двери офиса. Однако город продолжает доверять им свои деньги.

Споры между исполнителями и генподрядчиками могут тянуться в арбитражных судах месяцами и даже годами. Но при выполнении даже самых амбициозных и значимых городских проектов жертвами оказываются простые люди.

Метростроевцам повезло — их проблема вызвала общественный резонанс, ведь сложно не обратить вынимание на две новые станции метро. Рабочие Тоннельного отряда ждут денег уже три месяца. И сколько ещё небольших петербургских предприятий-исполнителей судятся с заказчиками и генподрядчиками за зарплаты рабочих — неизвестно.