Экономика
16:4623 мая 2018

Долгая дорога в Пулково: как Смольный экспериментирует над пассажирами

Скандал с отменой маршрутки в Пулково — хороший повод вспомнить о том, как менялось транспортное сообщение Петербурга со своим аэропортом. А также о том, какие проекты рассматривались в разное время.
Фото: vk.com/pulkovo_led

Фракция «Справедливая Россия» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга потребовала от губернатора города Георгия Полтавченко разобраться в причинах отмены коммерческого маршрута К-39 от станции метро «Московская» до аэропорта Пулково.

По мнению депутатов, в этом решении комитета по транспорту есть признаки коррупции. Как известно, город планирует запустить в аэропорт поезд — так называемый аэроэкспресс. Чиновники уже озвучивали примерную стоимость проезда в нём — 250-300 рублей. Справедливороссы считают, что ездить за такие деньги петербуржцы согласятся только при отсутствии альтернатив в виде автобусов и маршруток.

Однако в комитете по транспорту указывают на то, что альтернативы пока есть. На маршруте продолжают работать социальные автобусы №39 и №39Э. Причиной отмены маршрутки чиновники называют дублирование. В данном случае им даже не пришлось давить на перевозчика — маршрут К-39 обслуживало ГУП «Пассажиравтотранс». Правда тот факт, что десятки других маршрутов в городе дублируются социальными и коммерческими перевозчиками, в комитете не прокомментировали.

Так или иначе, скандал вновь всколыхнул горячую для Петербурга тему — транспортное сообщение города с аэропортом. В последнее время 10 километров, отделяющие Пулково от ближайших жилых кварталов, стали пространством многочисленных экспериментов, которые, видимо, не прекратятся и в обозримой перспективе. 78.ru вспомнил их основные вехи.

Автобус

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

В советское время житель Ленинграда мог приобрести билет на самолёт в центральных авиакассах на углу Невского проспекта и улицы Гоголя (сейчас Малая Морская), сесть здесь же на 39-й автобус и приехать на нём прямиком в аэропорт. Но с развитием метро маршрут стали укорачивать. Сначала его перенесли к станции «Парк Победы», а потом — к «Московской». Впрочем, время от времени транспортные чиновники продолжали эксперименты. Так, несколько лет существовал ночной маршрут от Пулково до Владимирской площади.

Когда в Петербурге появились коммерческие маршрутки, они не обошли аэропорт своим вниманием. Маршрут К-39 начинался от Ладожского вокзала и был одним из самых протяжённых в городе. Но в 2007 году маршрутки убрали с Лиговского проспекта и трасса К-39 значительно сократилась. С тех пор она дублировала обычный 39-й маршрут.

В 2006 году аэропорт Пулково совместно со шведской компанией People Travel Group запустил круглосуточный Airport Express. Он ходил от станции метро «Пушкинская» до терминалов «Пулково-1» и «Пулково-2» и был дороже обычных автобусов в шесть раз. В 2008 году проект свернули из-за нерентабельности.

В 2011 году маршрутки К-800 и К-900 стали ходить в Пулково от Владимирской площади. Но и они через год прекратили работу.

Поезд

Фото: vk.com/rzd_official
Фото: vk.com/rzd_official

Ещё в 1969 году на Октябрьской железной дороге открыли платформу «Аэропорт». Городской аэровокзал в то время располагался на месте нынешнего терминала «Пулково-2» и до него от платформы было всего около километра. Но в 1973 году построили новое здание «Пулково» вдали от железнодорожных веток.

В постсоветский период российские чиновники подсмотрели на Западе идею аэроэкспресса — специального железнодорожного маршрута, связывающего аэропорт с центром города. Но то, что без проблем реализовали в Москве, никак не приживалось на петербургской почве.

В 2004 году идею лоббировала ОЖД, видимо, рассчитывая на этом заработать. Но дальше разговоров дело не пошло. В 2010 году переговоры со Смольным вела уже московская компания «Аэроэкспресс», реализовавшая подобные проекты в столице. Но и из них ничего не вышло. Тему поднимали ещё несколько раз, при этом возникали новые потенциальные инвесторы и различные варианты маршрутов.

Сейчас проект аэроэкспресса признан в Смольном приоритетным и стратегическим. Город готовится объявить конкурс среди инвесторов. Однако у проекта достаточно много противников и не факт, что чиновники в очередной раз не пойдут на попятную.

Трамвай

Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin

В середине 2000-х в Смольном обсуждали и множество других мегапроектов. Одним из них был так называемый «Надземный экспресс». Фактически речь шла о скоростном трамвае. В 2007 году один из его маршрутов протянулся от Кубинской улицы до аэропорта Пулково. Правда, только на бумаге.

Губернатор Валентина Матвиенко уверяла, что проект поддержат на самом верху, но с ним всё время что-то не складывалось. Его несколько раз замораживали, а потом «размораживали» снова, но уже в обновленном виде.

На данный момент Смольный проводит конкурс на строительство линий скоростного трамвая в южных районах города, но эти линии идут мимо Пулково.

Метро

Фото: flickr.com/ Марья
Фото: flickr.com/ Марья

Идея дотянуть до аэропорта ветку метро тоже относится к периоду Валентины Матвиенко. Станция «Пулково» стала регулярно появляться в перспективных схемах развития метрополитена. Несколько раз даже объявлялись конкурсы на предпроектные проработки новой станции. Но в 2016 году глава ГБУ «Центр транспортного планирования» Рубен Тертерян заявил, что тянуть метро в Пулково целесообразно только в том случае, если пассажиропоток аэропорта составит не менее 25-30 млн человек. Пока что он составляет 16 млн. На актуальной схеме развития петербургского метрополитена станции «Пулково» нет.

Транспорт Пулково МетроСмольный
Новости партнеров