Прямой эфир

Обманчивые «Чудеса»: За что стоит посмотреть обласканную в Каннах драму о взрослении

Алиса Мун
21 мая 2018, 14:09
Гран-при Каннского кинофестиваля, Моника Беллуччи и внезапный верблюд — как итальянский кинематограф вернул себе место среди постоянных призёров конкурса.
Фото: Стопкадр из фильма

В российский прокат вышла картина «Чудеса» молодого итальянского режиссёра Аличе Рорвахер. Несмотря на представленные на Каннском кинофестивале 2014 года работы признанных мастеров Жана Люка Годара, Девида Кроненберга, Кена Лоуча и Андрея Звягинцева, жюри решило отдать вторую по значимости награду — Гран-при фестиваля — впервые оказавшейся в конкурсе девушке-постановщику.

Причин у этого несколько и все они связаны с конъюнктурой фестиваля того года. Можно говорить о сильном женском голосе на Каннах-2014. Председателем жюри выступала заслуженный новозеландский режиссёр Джейн Кэмпион, взявшая золотую пальмовую ветвь в 1993 году за фильм «Пианино», а «золотая камера» за режиссёрский дебют «Тусовщица» и победа в конкурсе студенческих фильмов Cinefondation досталась авторам женского пола.

Помимо этого, акцент в Каннах-2014 года был сделан на политическую тематику. «Левиафан», показывающий концентрированный мрак российской глубинки, «Поиск», демонстрирующий плакатные «зверства» российской армии в Чечне — вариантов отдать первенство политизированным работам и тем самым выдвинуть эти проблемы на повестку дня было множество, однако жюри предпочло отдать два главных приза «Зимней спячке» и «Чудесам», избегающих политики в принципе.

Первенство фестиваля в результате разделили «тихие» фильмы о закрытых обществах, где в центре внимания оказались взаимоотношения людей в маленьких коллективах, образованных волей случая. Как и в «Зимней спячке», где отель отрезает от окружающего мира снежной пургой, в «Чудесах» семья из родителей и четырёх дочерей уединенно живёт в итальянской глубинке и занимается производством мёда.

Фото: Стопкадр из фильма
Фото: Стопкадр из фильма

Фильм весьма личный — семья Рорвахер жила в этих же местах и делала мёд. По признанию самого автора, она не хотела делать киноленту своей автобиографией — гораздо больше ей хотелось показать видение мира глазами взрослеющей девочки. Отец семейства Вольфганг строго воспитывает дочерей и каждый день заставляет их работать с ним на пасеке. Однако всё меняется, когда в их закрытый и тесный мирок врывается телевидение. Рядом с их домом начинают снимать шоу о сельской жизни, ведёт которое прекрасная дива в исполнении Моники Беллуччи. Девочки очарованы звездой и делают всё, чтобы их семья приняла участие в программе.

Фото: Стопкадр из фильма
Фото: Стопкадр из фильма

Их отец, ярый консерватор и сторонник отшельнического образа жизни, видя, как дочерей заинтриговали пустые, но яркие ценности телешоу, пытается предложить альтернативу, заявляя старшей дочери, что подарит ей верблюда. Не забывая отметить, что случится это только в случае её упорной работы. Однако верблюд Джельсомине давно уже не нужен — он восхищал её ещё в детстве, но Вольфганг давно потерял контакт с дочерью и совершенно не знает, что может быть интересно девочке-подростку.

Внезапно в семье появляется молчаливый парнишка — малолетний преступник, которого Вольфганг берёт ради доплат и лишних рабочих рук. С его появлением отношение к дочерям резко меняется — в его лице он обретает сына, о котором мечтал всю жизнь, да так и не получил, а девочки получают первый опыт общения с противоположным полом.

Но в конце концов приз шоу достаётся другой семье, мальчишка сбегает, а верблюд, которого отец всё-таки дарит дочери, оказывается ей совершенно неинтересен. Секрет, который семейство прячет под половицей дома, тоже никому не нужен, равно как и их дом, пребывающий в запустении.

Тайник в жилище становится тем самым последним чудом, которое безвозвратно уходит вместе с этой семьёй, также как и детские мечты о верблюде, которые каждый из нас оставляет за порогом, уходя во взрослую жизнь, лишённую невинных радостей школьных каникул, когда каждый день приносит массу открытий, потому что лето — это маленькая жизнь.