Самый знаменитый памятник Петербурга был открыт на Сенатской площади в августе 1782 года. Изготовлен он из бронзы, но все называют всадника медным не только благодаря Александру Пушкину и его поэме — дело в том, что в то время в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению в отношении бронзы.
Идея памятника родилась у Екатерины Второй в ходе переписки с французскими философами-просветителями Дени Дидро и Вольтером. Монумент должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Дидро порекомендовал императрице обратиться к своему соотечественнику — скульптору Фальконе.
В 1766 году Фальконе прибыл в Петербург в сопровождении скульптора-резчика Фонтэна и 17-летней ученицы Мари-Анн Колло. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Жили они рядом в каменном здании бывшей конюшни при дворце.
Гвардейский офицер по несколько часов в день взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы — у окна сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Скульптор потратил много времени на создание головы всадника. Сделал три её варианта, но все их отвергла императрица — всадник получался совсем не похожим на Петра Первого. В итоге Фальконе передал работу ученице.
Мари-Анн Колло слепила голову императора за одну ночь и её работа вызвала полное одобрение Екатерины. В итоге девушка была принята в члены Российской академии художеств, и ей была назначена пожизненная пенсия. Особенностью творения Мари-Анн стало то, что зрачки Петра были выполнены в форме сердечек. Согласно легенде, так она хотела признаться в любви к своему уже немолодому учителю.
По замыслу скульптора, основанием памятника должна была стать скала в виде морской волны, но найти такой камень оказалось непросто — пришлось даже дать объявление в газетах. Неожиданно оно сработало. Известная среди местных жителей как «Гром-камень» глыба лежала неподалёку от Конной Лахты. После того, как её извлекли из земли, котлован заполнила вода, и образовался водоём, сохранившийся до настоящего времени, — Петровский пруд.
Подготовка и доставка гигантской скалы в Петербург заняла около двух лет, в ней были задействованы сотни людей, за ходом операции по газетам с интересом следила общественность всей Европы. По случаю её успешного завершения изготовили медаль, на лицевой стороне которой отчеканили слова «Дерзновению подобно».
Отливка статуи вызвала большие проблемы и удалась далеко не с первого раза — в тот момент ещё не было отлаженной технологии подобной работы. В итоге отношения между Фальконе и императрицей испортились и скульптор вместе с Мари-Анн Колло покинул Петербург. Впоследствии он не создал больше ни одной скульптуры, а завершать работу над памятником Петру пришлось уже другим людям.
Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. В память об открытии монумента была выпущена медаль с его изображением. Одну золотую и одну серебряную медаль российская императрица отправила Фальконе, который получил их из рук князя Голицына в 1783 году.