Instagram Сергея Шнурова — отдельная площадка для манифестов и особого, «поэтически-акустического» творчества музыканта. Instagram-сообщество в нашей стране, да и в мире в целом — пожалуй, одно из самых многочисленных и отзывчивых, так что делать ставку на эту площадку было ходом довольно умным.
На своей странице Сергей публикует собственные стихи и целые поэмы, которые никогда не превратятся в песни. Его ролики с авторской «поэтической читкой» набирают, в среднем, под миллион просмотров. Бывает и меньше, но счет всегда идет на сотни тысяч.
При этом, среди шедевров «скромного личного творчества» Шнурова-поэта через раз (а иногда и чаще) встречаются поэмы-манифесты и просто стишки на злобу дня. Музыкант внимательно следит за политической ситуацией и главными, самыми громкими скандалами в инфополе — и оперативно на них реагирует.
Так, после нашумевшей «морской истории», главными действующими лицами в которой оказались бизнесмен Олег Дерипаска, блогерша Настя Рыбка и большая красивая яхта, Шнуров разродился мини-поэмой о сложностях отдыха обеспеченных людей.
А такой серьезный праздник, как выборы президента, лидер «Ленинграда» встречал, сидя в теплом океане на Бали. Поскольку поклонники живо интересуются каждым шагом звезды, и особенно — его политической активностью, Шнуров записал целую прокламацию на тему своего участия в этом событии (отметим — без единого слова обсценной лексики).
В своем «манифесте о гражданском долге» музыкант честно рассказал о сезонной расстановке политических приоритетов:
Кто-то спрашивал меня уже об этом:
Мое сердце за Россию, мол, болит?
Я, вообще-то, патриот, но только летом,
А зимой, вообще-то, я космополит.
Кто остался зимовать, пускай тот плюнет
В телек, где политик точит лясы.
Если б выборы прошли у нас в июне,
Я б еще, быть может, прогулялся…
Но, поскольку они будут только в марте,
Когда мой гражданский долг лежит на море,
Я из всевозможных партий
Выбрал партию на биллиарде, сорри.
Написал бы, если был бы я поэтом,
Как Чуковский в объяснительной Ягоде,
Я всем сердцем за Россию — летом,
При хорошей, так сказать, погоде.
Больше года назад Сергей Шнуров разместил в своем Instagram-аккаунте стихи на тему конфликта вокруг Исаакиевского собора. В этом произведении поэт саркастически обрисовал картину будущего, в котором туристы не найдут в Петербурге музеев среди храмов. Однако с этим стихотворением случилась беда: его из соцсети удалили. Причиной оказались жалобы недовольных откровенностью шоумена.
После этого друга решила поддержать Ксения Собчак — она зачитала удаленное стихотворение в своем Instagram. На тот момент еще будущий кандидат в президенты решила устроить флешмоб, но волны стихотворных прокламаций в поддержку Шнурова все же не получилось.
Стихотворение об Исаакиевском соборе было не единственным, которое стерла соцсеть. В начале 2018 года пропали стихи «Харрасмент» и «Крещенское». После этого Лидер «Ленинграда» заявил, что свои «стишки» он будет публиковать на другой платформе — в «Телеграме».
Шнуров отметил, что Instagram не удаляет посты просто так — это происходит лишь из-за жалоб пользователей. А значит, недоброжелателей, которые не готовы к свободному потоку мысли Шнурова-поэта, в сети достаточно.
Свою «телеграм-угрозу» музыкант сдержал — и завел себе канал в самом на сегодняшний день ущемленном мессенджере. Свой телеграм-канал Шнуров назвал в своем стиле: «Тупость, Глупость и Задор». На сегодняшний день на «ТГЗ» подписано почти 68 тысяч человек.
С мега-популярным аккаунтом в Instagram, конечно, не сравнишь — там, как никак, у музыканта 3,2 млн подписчиков. Впрочем, канал исключительно молод: создан он был лишь 13 декабря 2017. Возможно, «ТГЗ» сможет сделать то, чего не смог его создатель — умереть молодым.
Первой «ласточкой» на телеграм-канале Шнурова стал пост о последнем хите Ольги Бузовой — и о том, как точно этот шедевр описывает политическую ситуацию в современной России.
Помимо этого, в мессенджере Шнуров рассказывал, что курят Маршал и Расторгуев, проводил глубокий культурологический анализ текстов Басты и постил «народное творчество» о себе любимом, якобы найденное на просторах сети. К слову, Басту музыкант уличил в создании нового политического движения, которое окрестил так: «консервативно-эволюционный православный индуизм». Знаком ли с собственными «политическими взглядами» Баста, неизвестно.
В Телеграме же Шнуров развернул поэтическую дуэль с протоиреем Всеволодом Чаплиным (которую, впрочем, дублировал в Instagram). В своих стихах Шнуров назвал священнослужителя «комедиантом» и отметил, что Чаплин, угрожающий музыканту адскими муками, все-таки не пророк — и, при этом, «мы не рабы».
Конфликт с Чаплиным был не единственной реакцией музыканта на действия некоторых духовных лиц. Так, задело Шнурова происшествие, случившееся после неудачного запуска космического аппарата «Метеор-М». Тогда протодиакон Андрей Кураев посетовал, что в неудаче виновато духовное лицо, освящавшее «Метеор». Не ответить на подобное заявление поэт не мог. Правда, сделал он это на своей третьей интернет-площадке — в соцсети «Вконтакте».
Ранний Шнуров, противопоставлявший себя всему эстрадно-успешному, давно не существует. В 2016 году Сергей вошел в топ-3 списка Forbes российских знаменитостей, заработав за этот год 11 миллионов долларов. В том же году он стал человеком и музыкантом года по версии журнала GQ. А в 2009 году получил премию «Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Музыка».
Все это, без сомнения, делает его в определенном смысле «экспертом по успешности». И шоумен умело использует данную сторону своей натуры. В начале апреля, например, Сергей Шнуров выступил с лекцией на крупном бизнес-форуме «АмоКонф» в «Олимпийском».
Среди других участников были сооснователь Apple, инженер и изобретатель Стив Возняк, директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант, основательницы сервиса каршеринга и представители других успешных компаний. В числе всех этих людей музыкант и прочитал свой доклад об успехе — как самый успешный шоумен страны нашего времени.
Текст доклада лидер «Ленинграда» опубликовал на своем канале в Телеграме, сразу после поэтического баттла с протоиреем Всеволодом Чаплиным. Рассуждая об успехе, Шнуров привел в качестве примера его разных «ипостасей» двух ультра-популярных рэперов — как два продукта на современном «рынке успеха»:
«Как квинтэссенция любой актуальной дискуссии, очень показателен в этом смысле Баттл „Гнойного и Оксимирона“. <…> Мы можем увидеть противоборство двух разных стратегий. Можно даже сказать, что это два разных концепта презентации себя как медиа-товара в медиа-пространстве. Фактически, на рекламном рынке столкнулись два продукта».
В своем монологе музыкант заявляет, что Youtube — исключительно рекламная площадка, в чем у него самого нет ни капли сомнения. Что для музыканта, чьи клипы регулярно «рвут Ютуб», довольно смело. А впрочем, успешно продающий эпатаж музыкант, по крайней мере, честен.
В том же докладе Шнуров говорит и о своем глубоком опыте Инстаграм-блогера:
«Все мои долгие наблюдения за населением планеты Инстаграм, скорее за женской ее частью, так и не дали мне ответ на главный вопрос современности: пухлые ли губы приводят к успеху или наоборот, успех приводит к пухлым губам?»
Но лидеру «Ленинграда» для того, чтобы быть успешным блогером, пухлые губы не нужны. Вместо этого Шнуров использует «откровенные разговоры» в прямых трансляциях. Периодически музыкант нажимает кнопку «начать прямой эфир» и общается с поклонниками в реальном времени.
Можно сказать, что технологии дали простым смертным уникальную возможность уютно посидеть с кумиром за бутылочкой пивка и поговорить «за жизнь». В своих стримах музыкант отвечает на самые разные вопросы, от совершенно бредовых до вполне серьезных.
Но отдельное место в жизни музыканта занимает, без сомнения, Youtube. Правда, здесь речь идет уже не о личном — на этом сервисе «живет» официальный канал группировки «Ленинград». Именно здесь презентуются новые клипы, которые в считанные часы набирают миллионы просмотров.
На сегодняшний день у клипа «Экспонат», к примеру, 124 миллиона просмотров! А самый свежий клип «Не Париж», размещенный лишь месяц назад, просмотрели уже 12 миллионов раз.
Но Youtube — это, в первую очередь, площадка для официального творчества группы. А своим, личным Сергей Шнуров делится в других соцсетях. В Инстаграме он публикует ролики с танцами в компании с Невзоровым, гламурные селфи с женой, сатирические стишки о своем отношении к моде на татуировки, песни под акустическую гитару и скандальные манифесты.
В Телеграме музыкант делился культурологическими и филологическими изысканиями, а также, конечно, стихами. А на своей странице во Вконтакте сегодня ночью музыкант разместил подарок своим фанатам — сингл «Всякое». Его, впрочем, можно найти и на Youtube.