Прямой эфир

Безруков: «Наша миссия — проповедовать творчество Высоцкого среди молодежи»

Маргарита Звягинцева
4 апреля 2018, 20:56
Несколько дней назад в БКЗ «Октябрьский» состоялся спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» с участием Сергея Безрукова. Всенародно любимый актер рассказал в интервью журналистам телеканала «78», почему творчество поэта и барда так актуально сегодня.
Фото: телеканал «78»

Музыкальный спектакль Сергея Безрукова, посвященный Владимиру Высоцкому, был поставлен год назад. В текущем 2018 году «народному поэту» исполнилось бы 80 лет — и тем актуальнее постановка сегодня. В Петербурге спектакль состоялся в День всенародного траура по жертвам трагедии в Кемерове. Сергей Безруков рассказал, почему не стал отменять мероприятие и каким получился ультрасовременный спектакль.

— Высоцкий — это глубина, это целый мир. То, о чем он писал, какие герои в его песнях — это всё настолько сильно, настолько про нас про всех, что, чем больше мы будем петь Высоцкого, чем больше будем читать его стихов, тем лучше, — уверенно заявил актер. — В этот непростой день, день траура нам предлагали не играть этот спектакль, и мы уже готовы были отказаться, но, кто-то нам сказал, что Высоцкий как раз необходим, чтобы напомнить нам всем, что мы люди. Потому что Высоцкий в своих песнях — это совесть.

Сергей Безруков рассказал, чем именно этот спектакль так важен для него и должен быть важен для публики:

—  Это не просто спектакль, это наша миссия. В этот юбилейный год, год 80-летия со дня рождения Высоцкого, наша миссия в том, чтобы проповедовать его творчество среди молодежи, которой в зале будет очень много.

Чтобы «достучаться» до молодёжи, создатели постановки сделали её крайне интересной и необычной. Песни Высоцкого, как рассказал Безруков, исполняются в спектакле не только под гитару — хотя простого гитарного исполнения также хватает. Произведения барда исполняет оркестр, а кроме того, они звучат в рок- и рэп-обработке.

Создатель музыкальной постановки подчеркнул, что «Высоцкий. Рождение легенды» — это современный спектакль, в котором большую роль играют графика и видеоряд. Все это создает эффект присутствия в «огромном мире Высоцкого, рассказать который до конца невозможно».

В творчестве Высоцкого очень много трагических песен, рассказал актер:

—  Любую песню возьмите: «Сыновья уходят в бой», «Кто сказал, что земля умерла», «Он не вернулся из боя» — они всегда звучат очень сильно, очень эмоционально. А сегодня — тем более. По крайней мере, то, что происходит сегодня на сцене, происходит и по всей стране. Много будет слез в зале. Потому что сама жизнь Высоцкого, начиная с 1938 года — это жизнь целой страны. Это и война, и голодные послевоенные годы, и те самые московские дворы… Это путь той самой легенды. Мы показываем в этом спектакле, откуда рождались те самые бессмертные строки. Откуда, например, «Спасите наши души». Это те самые песни, которые сейчас очень важно петь и необходимо не забывать.

В День траура, признался Сергей Безруков, очень тяжело выходить на сцену.

— Хочется помолчать в этот день, но мы обязаны рвать душу на сцене и петь песни Высоцкого, чтобы достучаться и докричаться до всех, кто сидит в зале. Докричаться — потому что мои ребята на спектакле будут работать в кровь. Здесь нельзя работать, просто показывая свои вокальные данные. Каждую песню нужно проживать как в последний раз.


В классическом варианте постановка идет 4,5 часа, однако для Петербурга спектакль был сокращен. Хотя зрители, по уверениям актера, готовы сидеть и 5, и 6 часов   — «потому что это Высоцкий».

— Бесконечно, наверное, можно играть этот спектакль, потому что Высоцкий — очень глубокий поэт, и песен у него было более 600, — поделился актер.

Тем не менее, все произведения Высоцкого в постановке, конечно, не звучат. Более того, в День траура Безруков «сделал купюру», убрав почти все веселые композиции.

—   Оставил только тот юмор, который касается российских проблем. Например, пьянство, которое, несмотря на XXI век, пока неискоренимо. Это глобальная российская проблема. Высоцкий в этих песнях выступает как сатирик, который высмеивает пороки человечества. Тем самым он задевал общество, чтобы обратить на эти проблемы внимание.

Сергей Безруков рассказал, почему Высоцкого так любил народ — и почему он был поистине народным поэтом, не имея никаких регалий и званий.

— Герои его песен — это люди настоящие. В каждой из своих песен Высоцкий был настоящим. Именно поэтому его любил народ: он был народным поэтом, не имея звания народного. Самое главное — когда поэт является народным безо всяких званий. Его знала и любила вся страна. Вся страна пела его песни. Потому что он для каждого был свой, родной. Он проживал свои песни. Они рождались, выходили из-под его пера и становились зримыми.

В спектакле, рассказал актёр, его создатели попытались воссоздать атмосферу эпохи Высоцкого, в которой он жил вопреки всему — «потому что ему приходилось постоянно противостоять системе».

Сергей Безруков рассказал, что одной из самых сильных сцен спектакля является финальная. Во время исполнения песни «Он не вернулся из боя» на экране идут кадры видеохроники с похорон барда.

— Вся площадь Таганки была заполнена людьми, хотя официально о смерти Высоцкого никто не объявлял — был лишь маленький некролог. Шла Олимпиада, и нельзя было портить праздник. Милиция была в белом — белая форма, красные гвоздики, все эти цветы, которые люди бросали под автобусы… Об этом рассказывал Вадим Иванович Туманов.

Вадим Туманов был другом Высоцкого, и актер с гордостью сообщил, что он дважды посетил спектакль «Рождение легенды»  — в Кремле и в театре Безрукова.

— Он был настоящим другом. Это человек с потрясающей судьбой, легендарный, сильная личность. Я поражаюсь таким людям — как можно было выжить и не сломаться! Я рад, что такие люди оценили спектакль и пожелали нам удачи! — поделился актер.

Сергей Безруков уверенно заявил, что песни Высоцкого способны достучаться до самых черствых и безразличных людей.


—  Каждая его песня — как удар. У Высоцкого был мощный хук с левой, и вот эти песни — как хук с левой! Они могут достучаться до всех людей, которые зажирели, не видят чужим проблем и бед. Поэтому мы и решили играть этот спектакль — чтобы достучаться!

Отдельно Безруков подчеркнул, что в спектакле принимают участие драматические актеры, а не просто певцы. И это именно те люди, которые способны по-настоящему прожить каждую песню и каждую драматическую ситуацию из жизни легенды.