Сто лет назад в Петербурге родиться — не означало выжить. По статистике 1901 года, в те времена более 40% младенцев умирали в возрасте до года. Без сомнения, сравнивать начало XX века и XXI век — дело бессмысленное. За сотню лет поменялось всё. Но как поменялся уровень здоровья детей в нашем городе за последние годы?
Младенческая смертность упала на сегодняшний день в десятки раз, причём даже за последние несколько лет можно наблюдать выраженную положительную тенденцию — младенцев выживает всё больше. Об этом и многом другом 78.ru рассказали педиатр, неонатолог (специалист по лечению новорожденных), врач высшей категории Юрий Ярошенко и доктор медицинских наук, доцент кафедры детских болезней НМИЦ им. Алмазова, детский кардиолог Галина Образцова.
Однако выживают дети вовсе не потому, что рождаются сильней и крепче. Такой тенденции, к сожалению, не наблюдается. «В среднем по больнице» обстановка с годами не улучшается. На общую картину влияет, в том числе, и состояние здоровья недоношенных младенцев.
— Сейчас есть такая проблема, как рождение детей с очень низкой или даже экстремально низкой массой тела, — рассказывает Галина Образцова. — Они рождаются незрелыми и очень рано: на сроке 24-26 недель, хотя ребёнок должен носиться 38-40 недель. И, поскольку таких детей становится всё больше, если «делить на всех», на всю детскую популяцию, то здоровье не может быть выше. Оно, скорее, ниже.
Но не нужно думать, что недоношенных детей у нас рождается больше, чем пять или десять лет назад. Никаких предапокалиптических настроений! По словам детского кардиолога, на свет таких «особенных» младенцев появляется примерно столько же, сколько и раньше.
— Другое дело, что их выхаживают, — объясняет Галина Образцова. — Просто раньше их считали как выкидыш, не брали во внимание, не называли новорожденными детьми. А сейчас, если ребёнок весит 500 грамм — его точно будут выхаживать.
С этим согласен и Юрий Ярошенко:
— Младенческая смертность в разы снизилась даже за последние 20 лет. У нас построили большое количество неонатальных центров, где есть специальное оборудование для ухода и кормления, подготовленный персонал. Я хорошо помню: когда я ещё начинал 25 лет назад, если рождался ребёнок весом 500-900 грамм — это был приговор. Считали, что такие дети не жильцы. Сейчас таких детей благополучно выхаживают.
Проблемы со здоровьем распространены и среди детей, родившихся вовремя и с нормальным весом.
— К сожалению, дети стали болеть гораздо чаще, — рассказывает Юрий Ярошенко. — Причин тому множество. Есть целый ряд факторов, которые только усиливают друг друга: экология, питание, то, что мы пьём, то, чем мы дышим, и так далее, и тому подобное. В целом, мы наблюдаем снижение общего иммунного статуса социума.
Отдельно значение, подчеркивает педиатр, имеют социальные факторы. Малообеспеченных семей в нашем городе, как ни крути, очень много. Дети, растущие на грани бедности, практически никогда не питаются полноценно. Изобилие фруктов, белок в виде рыбы и мяса — всё это для подобных семей является роскошью, которую не может позволить себе каждый день. А питание для здоровья детей имеет всё же фундаментальное значение.
— Ещё 20-30 лет тому назад дети в школах болели не чаще 1-2 раз в году, — вспоминает неонатолог. — В садиках, может, почаще, но в школах — совсем редко. Я ещё сам очень хорошо помню те времена. А сейчас вирусная заболеваемость вообще полностью потеряла сезонность! То есть болеют круглый год. И болеют по 6-8 раз! Причем это еще нормально, есть такие дети, которые болеют гораздо чаще. Количество заболеваний увеличилось в разы.
Помимо общего снижения сопротивляемости болезням специалисты наблюдают и другую тревожную тенденцию: всё чаще появляются редкие болезни, всё больше редких болезней переходит в разряд обычных и распространенных.
— За последние 5 лет появились заболевания, о которых раньше мы читали только в книжках, — делится наблюдениями Юрий Ярошенко. — Яркий пример — заболевание Hand, foot and mouth, «Рука-нога-рот», если перевести. Это заболевание, которое вызывается одним из видов герпес-вируса. Но речь не том герпесе, который вызывает ветрянку или болезнь на губах. Протекает оно специфично. Раньше, 5-8 лет назад, его вообще не было. Мы его не видели, только по книгам знали, что оно есть. А сейчас оно сплошь и рядом, распространено наравне с другими заболеваниями.
В целом, за последние 20 лет резко увеличилась общая заболеваемость детей — и, помимо этого, возникло много новых детских болезней. И тем страшнее на фоне этих тенденций выглядит мода на отказ от прививок.
Одна из самых острых проблем, серьёзно беспокоящих педиатров сегодня, — повальный отказ родителей от прививок. По словам Юрия Ярошенко, нежелание мам и пап вакцинировать своих детей может, в конце концов, привести к настоящей катастрофе, результатом которой станет множество жертв.
Главной причиной массового отказа от вакцин петербургский педиатр считает невежество.
— В Советском Союзе была чёткая, достаточно жёсткая система вакцинаций и контроля за ними. Для этого в каждой школе, в каждом садике были медпункты, где медсестра имела всю информацию. Все прививки документировались, чётко отслеживались, вакцинировали всех, даже не спрашивая родителей — врач просто приходил и делал всем прививки, — рассказывает врач.
Сейчас же ситуация кардинально поменялась. Привить ребёнка можно только с согласия родителей. С одной стороны, это правильно, считает специалист по детскому здоровью. Но с другой — порождает огромное количество проблем. И возросший уровень жизни, как ни странно, тоже влияет на снижение уровня вакцинаций.
По словам педиатра, сегодня в Петербурге огромное количество детей не посещает детский сад, оставаясь дома на попечении платных нянек. Очень многие детки также ходят в частные детсады и наблюдаются в частных платных клиниках.
— В частных детсадах это совершенно не контролируется! — сообщает специалист. — В частных клиниках проблема прививок тоже возложена на совесть родителей. Хотят — приходят и вакцинируют, но никто насильно не навязывает эти услуги. Поскольку они платные, и выглядит такое навязывание достаточно некорректно.
И если раньше, по выражению педиатра и неонатолога, «система работала абсолютно железобетонно» и уровень привитости детей достигал 95-97%, то сейчас он критически упал. И «совесть родителей», на которую возложена подобная ответственность, просыпается далеко не всегда. Причин тому много. Но главная из них — невежество, считает врач.
— Резко упала грамотность населения. Во всех отношениях, не только в медицинском плане, — рассказывает Юрий Ярошенко. — Сейчас очень многие матери, причём из нормальных, социально развитых семей, часто принимают решение не вакцинировать детей, потому что от вакцин, видите ли, бывают осложнения. Причём это отнюдь не люди низшего социального слоя — как раз они-то не сопротивляются, если где-то в садике делают прививки.
Популярная история о том, что вакцина MMR (корь-краснуха-паротит) может вызвать аутизм, крайне глубоко укоренилась в умах людей. Даже, казалось бы, образованных и успешных. Статью на эту тему написал известный американский врач, рассказывает Юрий Ярошенко, и идея отказа от прививок мгновенно завоевала дикую популярность.
— Когда стали разбираться, оказалось, что эта статья не имеет под собой никакой научной подоплёки. То бишь она полностью придумана, высосана из пальца. И автору даже дали за неё срок. Но слово уже вылетело, и никто больше не интересуется, как дальше дело было. Прочитали, что может быть аутизм — и всё, все уже отказываются от вакцинации препаратом, — рассказывает педиатр.
Впрочем, многим даже не нужны легенды мирового уровня и псевдонаучные статьи для отказа от прививок.
— Бывает, что не вакцинируют просто по каким-то своим соображениям. Всё упирается в какую-то теорию всемирного заговора, — разводит руками Юрий Ярошенко. — Очень много всяких теорий и причин. Вакцинированность социума резко упала, и ни к чему хорошему это не ведёт.
Среди реальных побочных эффектов вакцин специалист назвал слабые аллергические реакции и неврологические расстройства, которые встречаются редко. Может теоретически развиться анафилактический шок, но подобное случается «один раз на миллионы случаев».
— Я не помню, чтобы в последние пять лет у нас в городе была такая реакция на вакцину, — уточнил педиатр. — А город у нас всё-таки большой.
Массовый отказ от прививок способен однажды привести к очень серьёзным последствиям, отмечает врач:
— Если вакцинация социума упадёт ниже того уровня, который позволяет держать инфекцию в узде, и случится вспышка каких-то серьёзных заболеваний — это будет катастрофа. Тогда будут гибнуть десятками, сотнями и тысячами, и ничего не сделаешь.
Среди последних примеров подобных катаклизмов — вспышка дифтерии, случившаяся в Петербурге в начале ‘90х.
— Медицина тогда уже развалилась, но советские вакцины ещё работали, — вспоминает Юрий Ярошенко. — Вакцинация — это процесс непрерывный, а многие этого даже не знают. Если ты прививался в школе и думаешь, что на этом всё закончилось — это не правда. Вакцинироваться от дифтерии и столбняка надо раз в 10 лет. Раз в 5-7 лет надо вакцинироваться от таких инфекций, как гепатит B. И список заболеваний, прививки против которых надо повторять, огромный.
Во время той самой вспышки дифтерии заболели как взрослые, так и дети. Однако дети на тот момент оказались привиты — вакцины они получили в детских садах и школах. А вот взрослые, по выражению Юрия Ярошенко, оказались «совершенно чистыми и голыми перед этой инфекцией». Именно поэтому поражённые болезнью взрослые умерли. Дети же — выжили.
Невежество порождает зло, уверен врач с более чем 20-летним стажем. Но дети не должны становиться его жертвами.