Общество
11:2127 марта 2018

Перед автоугонщиками замаячила свобода

В Госдуму внесен законопроект, отменяющий статью за автоугоны. По замыслу автора законопроекта, угонщиков надо наказывать за кражу. Но эксперты считают, что это лишь поможет преступникам избежать ответственности.
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov

Вокруг статьи 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» сломано немало копий. Считается, что она позволяет угонщикам уходить от ответственности по более серьезной статье — «Кража», ведь угонщик всегда может заявить, что просто взял машину покататься.

Очередную попытку разрешить правовую коллизию предпринял депутат Госдумы Олег Нилов, ранее работавший в трех созывах Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Он внес в думу законопроект, вообще отменяющий статью 166.

— Данная мера обусловлена судебной практикой: нередки случаи, когда лицо, осуществившее кражу автомобиля, но не успевшее реализовать его (продать сам автомобиль, его части, либо иным образом распорядиться украденным имуществом), осуждается в соответствии со статьей 166 УК РФ. В то же время лица, успевшие реализовать украденное имущество, признаются виновными в соответствии со статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации «Кража», которая подразумевает более суровое наказание. И все это несмотря на то, что объективная сторона преступления в обоих описанных случаях одинаковая, — пишет Олег Нилов в пояснительной записке к законопроекту.

По мнению депутата, в случае отмены 166 статьи, суды будут автоматически осуждать угонщиков по 158-й.

Однако согласны с этим далеко не все. Так, отрицательный отзыв на законопроект написало Правительство РФ. Там согласились с тем, что инициатива актуальна, но считают, что кража и угон — это все-таки два разных состава преступления. В таком же ключе высказался и Верховный суд РФ, написавший свой отзыв на законопроект.

Такой же точки зрения придерживается и член совета Всероссийского общества автомобилистов по Петербургу и Ленобласти Александр Холодов.

— Сейчас, когда угоняют машину, ее может только в одном случае из тысячи угоняют, чтобы показаться, — рассказывает он. — Во всех остальных случаях — с целью хищения. Но когда мы говорим про судебную практику, то она показывает 50 на 50, а то и больше угонов, потому что у нас правоохранительные органы не могут доказать цель хищения. Не потому, что они такие плохие, а потому что угонщики тоже не идиоты. Они готовятся, и если один вскрывает, то угоняет уже другой, а продает третий. И если ловят человека, то он говорит — я взял покататься.

Это подтверждается статистикой. В 2017 году в России было угнано 43 тыс. автомобилей. При этом 22,4 тыс. уголовных дел возбудили именно по статье 166. Но ее отмена приведет только к тому, что такие люди вообще избегнут наказания, уверен Александр Холодов.

— Давайте пофантазируем, что отметили 166 статью, — предлагает он. — Поймали угонщиков, они говорят: мы взяли показаться. Пытаются доказать кражу. Не смогли. Что дальше? Домой их дальше отпустят. Максимум, что им будет — это порча чужого имущества или хулиганство.

Добавим, что наказание по статье 166 даже серьезнее, чем по 158-й, хотя в обеих очень широкий разброс. Так, штраф за угон предусмотрен в размере до 120 тыс. рублей. В то же время, угон с применением насилия, опасного для жизни, либо с угрозой применения такого насилия, «тянет» уже на срок до 12 лет. Также и за кражу можно получить штраф до 80 тыс. рублей, а можно сесть на 10 лет.

Какие автомобили чаще всего угоняют в Петербурге, ранее выяснили автостраховщики.

ЗаконопроектыАвтомобилиПреступленияУгоны
Новости партнеров