Вокруг статьи 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» сломано немало копий. Считается, что она позволяет угонщикам уходить от ответственности по более серьезной статье — «Кража», ведь угонщик всегда может заявить, что просто взял машину покататься.
Очередную попытку разрешить правовую коллизию предпринял депутат Госдумы Олег Нилов, ранее работавший в трех созывах Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Он внес в думу законопроект, вообще отменяющий статью 166.
— Данная мера обусловлена судебной практикой: нередки случаи, когда лицо, осуществившее кражу автомобиля, но не успевшее реализовать его (продать сам автомобиль, его части, либо иным образом распорядиться украденным имуществом), осуждается в соответствии со статьей 166 УК РФ. В то же время лица, успевшие реализовать украденное имущество, признаются виновными в соответствии со статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации «Кража», которая подразумевает более суровое наказание. И все это несмотря на то, что объективная сторона преступления в обоих описанных случаях одинаковая, — пишет Олег Нилов в пояснительной записке к законопроекту.
По мнению депутата, в случае отмены 166 статьи, суды будут автоматически осуждать угонщиков по 158-й.
Однако согласны с этим далеко не все. Так, отрицательный отзыв на законопроект написало Правительство РФ. Там согласились с тем, что инициатива актуальна, но считают, что кража и угон — это все-таки два разных состава преступления. В таком же ключе высказался и Верховный суд РФ, написавший свой отзыв на законопроект.
Такой же точки зрения придерживается и член совета Всероссийского общества автомобилистов по Петербургу и Ленобласти Александр Холодов.
— Сейчас, когда угоняют машину, ее может только в одном случае из тысячи угоняют, чтобы показаться, — рассказывает он. — Во всех остальных случаях — с целью хищения. Но когда мы говорим про судебную практику, то она показывает 50 на 50, а то и больше угонов, потому что у нас правоохранительные органы не могут доказать цель хищения. Не потому, что они такие плохие, а потому что угонщики тоже не идиоты. Они готовятся, и если один вскрывает, то угоняет уже другой, а продает третий. И если ловят человека, то он говорит — я взял покататься.
Это подтверждается статистикой. В 2017 году в России было угнано 43 тыс. автомобилей. При этом 22,4 тыс. уголовных дел возбудили именно по статье 166. Но ее отмена приведет только к тому, что такие люди вообще избегнут наказания, уверен Александр Холодов.
— Давайте пофантазируем, что отметили 166 статью, — предлагает он. — Поймали угонщиков, они говорят: мы взяли показаться. Пытаются доказать кражу. Не смогли. Что дальше? Домой их дальше отпустят. Максимум, что им будет — это порча чужого имущества или хулиганство.
Добавим, что наказание по статье 166 даже серьезнее, чем по 158-й, хотя в обеих очень широкий разброс. Так, штраф за угон предусмотрен в размере до 120 тыс. рублей. В то же время, угон с применением насилия, опасного для жизни, либо с угрозой применения такого насилия, «тянет» уже на срок до 12 лет. Также и за кражу можно получить штраф до 80 тыс. рублей, а можно сесть на 10 лет.
Какие автомобили чаще всего угоняют в Петербурге, ранее выяснили автостраховщики.