Запланированное на 19 марта заседание Совета по стандартам Министерства образования не состоялось. Известно об этом стало на следующий день, 20 марта. Причиной явился масштабный протест работников школьного образования, а также поддержавших их преподавателей вузов, методистов и других людей, которым не чужды проблемы преподавания литературы в нашей стране.
Учителя выступили против новой редакции государственного стандарта преподавания литературы. Утром 19 марта они разместили открытое письмо на сайте «Гильдии словесников» (ассоциации, объединяющей филологов, преподавателей, журналистов, писателей и других мастеров слова и людей, причастных к изучению и профессиональному употреблению русского языка).
В этом письме преподаватели заявили, что подготовленный документ нанесет огромный вред всей системе отечественного образования, а также самим школьникам. Более того, по мнению авторов обращения, новые стандарты пагубно скажутся «на развитии нашей страны». Что же так напугало преподавателей?
В первую очередь – собственно количество произведений, которые дети должны будут изучить по новому плану. Составители открытого письма уверены, что 235 произведений на пять лет – это чрезмерно много (программа составлена для учеников 5-9 классов). Преподаватели подчеркивают, что перегруженность школьников количеством обязательной литературы легко может отбить у них саму любовь к чтению, а в будущем и вовсе привить отвращение к книгам.
Кроме того, при таком перегрузе, подчеркивают учителя, невозможно по-настоящему изучить произведения из программы. Все мы прекрасно знаем, что между понятиями «проходить» и «изучать» целая пропасть. «Проходить» Толстого и Достоевского «для галочки» школьники научились давно, но вот смысла в этом нет никакого. Разве что упомянуть в светской беседе через двадцать лет, что Наташа Ростова была не права?
А для вдумчивого изучения того же романа «Война и мир» требуется много академических часов. Но при столь плотном графике о «вдумчивости» речи уже не идет, уверены авторы документа.
«Это исключает возможность полноценного их освоения, создаёт риск формального, поверхностного разговора о них на уроке», – жалуются составители письма.
Другой проблемой новой программы учителя считают тот факт, что все произведения жестко прикреплены к классам. Преподаватели указывают, что у детей в разных школах и разных городах нашей страны могут быть абсолютно разные уровни подготовки и развития – и поэтому учитель должен сам решать, насколько его подопечные готовы к тому или иному произведению. В противном случае, преподавание также становится бесполезным, а книги будут «поглощаться» детьми безо всякой эмоциональной отдачи.
«Внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса. У учителя должна быть возможность переставлять произведения между классами, как предполагают существующий стандарт и примерная программа к нему», – заявляют протестующие.
Кроме того, новые стандарты «ударят» по детям, уже отучившимся в 6 классе и тем, что еще старше – принятие программы даст «право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений».
Преподаватели и сочувствующие подчеркивают, что новые стандарты составлены, по их мнению, весьма хаотично и бессмысленно, без заботы об учениках и их реальном развитии. И требуют отказаться от жестких обязательных требований в пользу «примерной образовательной программы».
Данное письмо подписали изначально несколько десятков учителей литературы, но позже к ним стали присоединяться преподаватели школ и вузов, журналисты и другие неравнодушные со всей страны.
На данный момент учительский протест подписали уже более 800 человек. Среди них, к примеру, критик и литературовед Михаил Эдельштейн, преподаватели МГУ им. Ломоносова, учителя из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани, Уфы, Самары, Кирова, Перми, Нерюнгри, Красноярска, Омска, Твери, Ярославля, Ижевска, Регенсбурга (Германия) и других городов.
Однако сказать, что в едином порыве протеста против новых стандартов сплотились абсолютно все учителя, нельзя. После опубликования открытого письма в сети развернулась довольно горячая дискуссия. И многие по-настоящему недоумевают, чем разработанная программа так не понравилась протестующим.
Более того, многие уверены, что вся история с протестами – не более, чем следствие некомпетентности учителей и их нежелания что-то менять в существующей старой системе.
Среди главных аргументов антагонисты протестующих приводят тот факт, что далеко не все произведения программы – полноценные романы или крупные повести, изучение которых требует большого количества времени и бессонных ночей, проведённых за книгой.
«Война и мир», «Тихий дон» и другие «бесконечные истории» с толпами персонажей и тугими клубками сюжетных линий серьёзно разбавлены стихами, баснями и короткими рассказами. А значит, приравнивать «235 произведения» к «235 книгам» исключительно не корректно.
Кроме того, не всем по душе и желание протестующих сохранить за учителями право составлять программу преподавания по своему усмотрению. Многие уверены, что некомпетентных преподавателей литературы в стране слишком много, и вред, который они могут причинить детям своим «творчеством», как раз может быть исключен с помощью новых стандартов.
Некоторые считают, что разрешать «литератору» обучать детей по собственной методике можно лишь после особой аттестации. И уж точно такого права должны быть лишены «зеленые» учителя, только вчера окончившие филфак.
Именно такого мнения придерживается, к примеру, Андрей Ламздорф-Игнатенко, учитель высшей категории и гендиректор научно-производственной компании «Дидактика»:
«Молодой учитель, только что пришедший из вуза, не должен обладать правом корректировки программы ни на 1 %! А вот если ты доказал, что владеешь предметом и аудиторией, вперед, на аттестацию, и, по ее итогам, получи право в соответствующем объеме видоизменить программу. А сегодня <…> всеми этими свободами пользуется малограмотный бакалавр под руководством директора школы, который вчера был прорабом на стройке...»
По мнению Ламздорфа-Игнатенко, право корректировки содержания программы на 20%, которое есть сейчас у школ, является недопустимой роскошью. Доработка и видоизменение не должны превышать 10%, считает гендиректор «Дидактики». Он, как и другие сторонники новых стандартов, не видят ничего плохого в приведении всех школ к одному «знаменателю». Это поможет устранить «полный раздрай системы» (по выражению Андрея Ламздорфа-Игнатенко), при котором дети находятся в совершенно не равном положении.
С удивлением реагируют на протесты и некоторые родители.
«Я не филолог, а мама. Но ничего ужасного в данном стандарте я не увидела. Очень похож на тот «перечень изучаемой литературы», что и я читала в школе в советское время. Пожалуй, кроме писателей в эмиграции, да Солженицына. <…> Привязка к классу – это правильно. И апеллировать к «внутреннему возрасту ребенка» странно в массовой школе. Для «других» детей есть и другие варианты обучения», – высказалась одна из родительниц в комментариях под текстом открытого письма.
Кто в данном случае по-настоящему прав? У каждой стороны, без сомнения, есть свои весомые аргументы и своя правда. Но главное, в чем сложно поспорить с протестующими – так это в необходимости проводить «масштабные исследования и мониторинги», а также публичные общественные консультации и обсуждения с преподавателями всей страны перед принятием подобных стандартов.