Мысль о создании музея, полностью посвященного русскому искусству, появилась в империи еще в середине XIX века. Интеллигенция того времени считала, что это подтвердило бы «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире».
Зеленый свет давно назревшей идее дал Александр III, который по любви к искусству уступал разве что создательнице Эрмитажа Екатерине II. Современники рассказывали, что Гатчинский замок, где он жил, больше походил на склад картин и скульптур. Впрочем, и в других дворцах императорские коллекции помещались с трудом.
Специально для нового музея собирались построить отдельное здание. Оно бы разместилось рядом с Академией художеств. К 1895 году уже были готовы его планы и смета. Однако в октябре 1894 года Александр III скончался, так и не увидев воплощения своей идеи.
Закончить дело отца решил Николай II. Правда, под хранилище коллекции он приспособил Михайловский дворец, который в 1895 году продали казне правнуки Павла I. Император предписал Главному Казначейству создать специальный кредит для переоборудования здания и поддержания коллекции.
За год до открытия был утвержден штат нового музея. Его управляющий назначался царским указом и непременно должен быть членом Императорского Дома. На работу принимались лучшие из лучших, у многих из сотрудников было несколько высших образований. Строгие правила существовали и для простых служащих. Даже печники и столяры обязаны были ходить на работу в форме.
Наконец все было готово и в марте 1898 года Русский музей открыл двери для публики. С самых первых дней посетители могли рассмотреть «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Запорожцев» Ильи Репина. Лучшие полотна разместили на втором этаже, в самом большом зале со стеклянным потолком. Раньше здесь располагался дворцовый театр.
Под присмотром императорской семьи музей спокойно работал без малого 20 лет. Интересно, что революция 1917 года стала для собрания не порой потрясений, а, наоборот, заметно расширила его фонды. В коллекцию передавали национализированные предметы искусства. Именно в эти годы полотна расположили в привычной нам исторической последовательности, а также в зависимости от художественной школы, к которому принадлежит памятник.
После революции коллекция продолжила расти. В 1926 году В Русском музее сформировалось крупнейшее в мире собрание русского aвангарда. В залах и по сей день выставлены картины всемирно известных представителей жанра. Чего стоит один из вариантов «Черного квадрата» Каземира Малевича или «Прогулка» Марка Шагала. Не стоит забывать и про полотна Василия Кандинского и Павла Филонова.
Блокада Ленинграда стала тяжелым испытанием и для сотрудников музея. Им необходимо было в самый короткий срок подготовить к отправке в Молотов (Пермь) главные сокровища музея. Гигантский «Последний день Помпеи» и «Заседания государственного совета» освободили от рам и намотали на специальные валы. Уже в таком виде отправили в эвакуацию 60 крупнейших полотен музея.
Всего в Молотов вывезли порядка 26 тысяч произведений искусства. Там коллекцию музея разместили в Спасо-Преображенском соборе. Несколько лет под его крышей ютились экспонаты и их хранители. Интересно, что в этом же храме хранились и ценности, вывезенные из московских музеев. Чтобы не запутаться и не потерять драгоценные экспонаты, заведующий отделом русской живописи Русского музея Алексей Савинов даже составил специальную схему церкви.
Как ни старались сотрудники музея, эвакуировать всю коллекцию не удалось. В Ленинграде осталось почти 300 тысяч экспонатов. Сложнее всего было со скульптурой. Большую часть спрятали в подвале Михайловского дворца. Но знаменитую «Анну Ивановну с арапчонком» Франческо Бартоломео Растрелли так укрыть не удалось. Десятитонную фигуру спустили по Парадной лестнице в Михайловский сад и там уже аккуратно закопали, разбив над ней клумбу.
Невероятно, но за всю блокаду в Михайловский дворец не попало ни одной бомбы. Все же здание серьезно пострадало от взрывных волн. В конце 1944 года, когда стало известно о возвращении из Молотова его коллекций и сотрудников, начался ремонт. Планировалось, что музей откроется 9 мая 1946 года, однако дел было настолько много, что полноценно работать он начал только к 5 ноября.
Начинавшийся с одного Михайловского дворца Русский музей сегодня включает в себя также Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский замок и павильоны при нем, Летний дворец и Домик Петра I, а также корпус Бенуа. Кроме того, в ведении ГРМ находятся Летний и Михайловский сады. Не нужно забывать и об испанском филиале музея в Малаге.
Музей стал именно тем, чем задумывал его Александр III: крупнейшим в мире собранием русского искусства. Сегодня коллекция насчитывает свыше 400 тысяч экспонатов. Она охватывает все исторические периоды и направления русского искусства. Посетителей ждут экспонаты, представляющие более чем тысячелетнюю историю русского искусства.
Надо отдать должное и посетителям, они не оставляют музей без внимания. Вспомнить хотя бы гигантские очереди на выставку Айвазовского, в которых стояли самоотверженные ценители искусства морозной зимой прошлого года. Для удобства гостей выставочные площади Михайловского дворца собираются расширить за счет внутренних дворов.