Одному из редких для России памятников архитектуры в стиле рококо — Китайскому дворцу в Ломоносове — в этом году исполняется 250 лет. После реставрации в нем открыли еще три зала, передает корреспондент 78.ru.
Штофная опочивальня Китайского дворца — один из трех залов мужской половины. Таким он был уже после смерти Екатерины Великой. Зато в ее время именно такого необычного цвета был сам штоф — тяжелая шелковая ткань на стенах.
— Штоф был селадонового цвета. Такое интересное название — селадон: это зелено-голубой, мы его можем видеть на наших панелях, — рассказывает заведующая сектором «Собственная дача», хранитель Китайского дворца ГМЗ «Петергоф» Татьяна Сясина.
Одна из этих панелей, кстати, уникальна, и экскурсоводы обязательно обратят на нее внимание посетителей. Роспись XVIII века — ничего нового, реставраторы лишь раскрыли узор.
— Для живописных панно, которые мы видим сейчас на стене, было принято решение взять аналогом гравюры Ватто, а ведь Ватто — это художник эпохи рококо, — поясняет Сясина.
В первый день марта музейщики заявили о завершении очередного этапа комплексной реконструкции Китайского дворца, которому 5 июля исполнится 250 лет.
— В Китайском дворце находится 17 высокохудожественных интерьеров. На половине Павла в этом году будет открыто уже 11 интерьеров. Сотрудничество с «Газпромом» началось в 2009 года. Только благодаря поддержке наших партнеров мы смогли приступить к комплексной реставрации дворца, — поясняет заведующий филиалом «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф» Андрей Федоров.
Следующее помещение стало будуаром лишь в XIX веке. Но наших современников здесь ждал настоящий подарок — среди панелей, расписанных знаменитым Бароцци, реставраторы неожиданно нашли дверь, которая еще в XVIII веке разделяла будущий будуар с кабинетом Павла.
— Каково же было наше удивление, когда на оборотной стороне одной из панелей мы увидели две створки двери. Вот мы видим этот портал — это была дверь! Здесь был кабинет, а там — маленький кабинетик, и они были отделаны в одном вкусе тем же художником Бароцци, — говорит Татьяна Сясина.
С лицевой стороны двери угадывается китайский стиль. Иероглифы — отрывки из сочинений поэтов-классиков так называемого золотого века. Шинуазри или «китайщина» в переводе с французского. Специалисты шутят, что жители Поднебесной всегда удивляются ему, не видя в дворцовых интерьерах ничего правдиво китайского.
— Кстати говоря, Китайский дворец — это практически единственный памятник стиля рококо на территории России. Есть камин XVIII века из искусственного мрамора, — отмечает главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов.
И Екатерине Великой, видимо, полюбился такой причудливый стиль рококо. Стеклярусный кабинет с его изящными фантастическими птицами, китайской флорой и фауной считается уникальным произведением искусства. Серебристое чудо, не иначе созданное по рисункам того же Бароцци, — таким кабинет сейчас видят потомки. Он был отреставрирован еще на первом этапе, в 2011 году. И это самый знаменитый интерьер летнего Китайского дворца, который уже в мае откроет двери для первых посетителей.
Ранее также сообщалось, что в придворной церкви Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме воссоздают настенную живопись XVIII века.