Городской суд Петербурга разрешил конфликт между антимонопольщиками и полицейскими. И постановил, что МВД нарушило закон о конкуренции, навязывая ритуальные услуги одной компании. Это фактически сделало ее монополистом в Петербурге, зарабатывающим, по оценкам экспертов, более одного миллиарда рублей в год.
Похороны — процесс печальный и, ни для кого не секрет, хлопотный. Во время траура родственники умершего вряд ли задумываются над тем, сколько и кому отдают денег за проведение прощального ритуала. В Петербурге горе превратили в прибыльный бизнес, да еще и бесконкурентный.
— Дело было возбуждено давно, в 2014 году. Но было приостановлено нами, так как мы выдали в рамках этого дела предупреждение. На том основании, что сотрудники МВД по Петербургу рассылали своим подведомственным учреждениям письмо, — рассказала 78.ru руководитель пресс-службы УФАС РФ по Санкт-Петербургу Марина Нериновская.
Письмо, действительно, было вполне конкретного характера. Не пожелание, а требование от начальства ГУ МВД — с номером телефона той самой, единственной компании, которую можно вызвать для транспортировки, а значит, почти всегда и «последующего обслуживания» умершего. Эта внутриведомственная записка появилась в распоряжении 78.ru.
Тут и добавить что-то сложно. Прямое указание — работать только с «Ритуальными услугами» — идет вразрез с российским законодательством. Ведь информация о клиентах просто не доходит до других компаний.
— Это такая штука. Конечно, она без «крышевания» со стороны отдельных представителей силовых ведомств просто невозможна. Это целый клубок, который нужно размотать, поставив все с головы на ноги, — прокомментировать судебное решение представитель Московского антикоррупционного комитета в Петербурге Эдуард Блинов.
Суд уже поддержал антимонопольщиков и подтвердил — претензия УФАС к полиции небеспочвенна. Действия МВД нарушают закон о конкуренции и представляют собой навязывание услуг компании. Более того, в ходе расследования выяснилось, что только благодаря стражам порядка «Ритуальные услуги» зарабатывали более одного миллиарда рублей в год.
— Это не нормально! Здесь, конечно, стоит провести расследование, вопросы возникают. Когда вам в приказном порядке навязывают, это не естественная монополия, это искусственная монополия, — отмечает юрист Владислав Мещеряков.
Вообще ГУП «Ритуальные услуги», согласно контракту, должно было хоронить лишь одиноких петербуржцев. На это, соответственно, выделялись бюджетные деньги, договор подписывали каждый год. Постепенно организация перешла и на обычные погребения, совсем неодиноких людей. Вот уже несколько лет чиновники, полиция и сами ритуальщики пытаются доказать антимонопольной службе, что их союз законен.
— Чиновникам Смольного, полицейским, которые занимают монопольное положение на этом рынке, интересно сохранение древнего «совкового» рынка ритуальных услуг, когда есть какая-то недосказанность, секретность. Когда с человека можно содрать по три шкуры. Когда потребитель лишен каких бы то ни было прав, — подчеркнул независимый эксперт в области похоронного дела Александр Лашер.
За эти годы УФАС смогли доказать участие полиции в «траурной схеме». Уже в марте суду предстоит вынести свой вердикт, касательно договора между ГУП «Ритуальные услуги» и городом. В том случае, если сделка действительно нарушает закон о конкуренции, ее придется расторгнуть, ответственных чиновников — оштрафовать, и провести конкурс как подобает. МВД из этой цепочки вылетает автоматически.