На дорогах Петербурга нередко можно увидеть «автохамов», смело движущихся по выделенным полосам для общественного транспорта. При этом складывается впечатление, что этих водителей не пугает штраф в размере 3 тыс. рублей. Как выяснил 78.ru, просто они нашли способ его избежать.
Петербургские автомобилисты узнали о нем от москвичей. Сейчас эта тема активно обсуждается на автомобильных форумах. И, судя по некоторым комментариям, многие не прочь попробовать воспользоваться пробелами в законодательстве.
Схема предельно проста. Право проезда по выделенным полосам есть у такси. Получить разрешение на деятельность такси не трудно. Достаточно оформить юрлицо (можно ИП) и предоставить в местный уполномоченный орган власти (в Петербурге — Комитет по транспорту) документы на машину и водителя. Но есть еще более простой путь. В Петербурге работает множество фирм, которые готовы сделать разрешение любому желающему за 3 — 5 тыс. рублей.
Но одного разрешения на работу такси недостаточно. Автомобиль должен иметь желтый световой фонарь и цветографическую схему в виде «шашечек». А водитель — свидетельство о прохождении медосмотра. Вот только камеры автоматической фотофиксации нарушений всего этого проверить не могут. Они лишь сканируют номер машины и «пробивают» его по базе выданных разрешений. Если номер есть в базе — все в порядке.
Более того, как показывает тот же московский опыт, живые инспекторы, остановившие автомобиль на «выделенке», также зачастую довольствуются предъявленным разрешением на работу такси. Точно так же ведут себя и их петербургские коллеги. Как сообщили 78.ru в Управлении ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, если автомобиль, остановленный на «выделенке», есть в базе разрешений, то у инспектора к его водителю вопросов не будет. Проверка соблюдения законодательства о таксомоторных перевозках — прерогатива Комитета по транспорту.
В Комитете по транспорту говорят, что регулярно устраивают рейды по выявлению различных нарушений, которые допускают таксисты. Однако это касается «настоящих» таксистов, а не тех, кто купил разрешение в совершенно других целях. То есть если водитель не везет пассажира за деньги, то и у Комитета по транспорту к нему вопросов нет. Именно этой лазейкой и пользуются недобросовестные граждане.
Аннулирование лицензий происходит в двух случаях: по заявлению их держателей или если юрлицо больше не ведет деятельность в области таксомоторных перевозок, отмечают в Комитете по транспорту. Однако фирма может вести такую деятельность только на бумаге.
— Удивительно, почему дилеры, которые продают автомашины, сразу не предлагают в виде бесплатного бонуса карточку разрешения на такси, — иронизирует председатель НП таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков. — На сегодняшний день допуск на рынок перевозок такси свободен, без каких-то ограничений. Система контроля на рынке минимальна.
Впрочем, пока Петербургу везет. От нашествия лжетаксистов город защищает небольшое число выделенных полос с камерами контроля, считает директор некоммерческого партнерства «Петербургское Такси» Александр Холодов.
— В Петербурге не такой плотный трафик, — говорит он. — Не так много мест, где камеры контролируют выезд на «выделенку». В Москве это носит более повсеместный характер.
Однако эта составляющая дорожного движения активно развивается. Так, в прошлом году выделенная полоса для общественного транспорта появилась на Дворцовом проезде. Еще раньше такие полосы выделили на Московском и Ленинском проспектах. Работа по их созданию будет продолжаться, уверили 78.ru в Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга. Причем — на наиболее загруженных направлениях, где особенно велик соблазн незаконно объехать пробку.
Кроме того, если раньше камеры, контролирующие выделенные полосы, работали лишь на Пулковском шоссе, то в конце прошлого года они появились на Кантемировской улице. В ГИБДД не исключают, что данный вид контроля будет расширяться и дальше.
— Природа не терпит пустоты. Человеческие отношения тем более. Если люди поймут, что от получения разрешения (на работу такси — ред.) будут какие-то выгоды, они будут это делать. Как только появятся в городе стоянки для такси около транспортно-пересадочных узлов, реально действующие полосы, на которых можно будет ездить такси, то естественно будет такая ситуация, — прогнозирует Юрий Вейков.