На сайте петербургского правительства появился проект, посвященный петербургской архитектуре рубежа XIX и XX веков. Как сообщили в Смольном, в проекте «От историзма к конструктивизму: градостроительство и архитектура Санкт-Петербурга во второй половине XIX — первой половине XX веков» собраны редкие документы, чертежи и фотографии. Так, например, здесь можно увидеть альтернативные варианты храма Спас на Крови.
Спас на Крови
Сложно представить, но знаменитый мозаичный храм Спаса на Крови мог и вовсе не появится на набережной канала Грибоедова. Определить облик будущего собора должен был конкурс проектов. В нем участвовали автор памятника Екатерине II Виктор Шретер и создатель придворной певческой капеллы Леонтий Бенуа.
В лист лучших вариантов вошел и архитектор тюремного комплекса «Кресты» Антоний Томишко, а также спроектировавший здание Сельскохозяйственного музея в Соляном переулке Иероним Китнер.
В результате победил проект Альфреда Парланда. И в Петербурге появился храм, известный на весь мир своими стеклянными мозаиками. Еще больше интересных деталей о соборе вы узнаете из нашего теста.
Соборная мечеть
На рубеже веков в столице Российской империи стало остро чувствоваться нехватка мечети. В 1908 году специальная комиссия из 45 предложенных вариантов выбрала лучший проект будущего здания.
Его автором стал архитектор Николай Васильев. Он опирался на характерные особенности средневековых памятников мусульманского зодчества — мавзолея Гур-Эмир в Самарканде и мечети Селима в Адрианополе. Отличительной чертой стало использование блоков гранита для облицовки стен, и применение майолики в отделке куполов мечети, минаретов и порталов.
Мечеть принимает верующих и в наши дни. В этом году Курбан-байрам здесь встречали 45 тысяч мусульман.
Костел Лурдской Божией матери
Его создателю Леонтию Бенуа не удалось победить в проекте Спаса на Крови, но повезло здесь. Пожалуй, этот храм можно назвать одним из самых суровых в Петербурге.
В архитектуре здания использованы мотивы сурового романского стиля. Фасад здания отделан темным гранитом и почти полностью лишен украшений. Из-за разрыва дипотношений с Парижем французская церковь не работала с 1941 до начала 1950-х годов. Но в 1966 здесь молился президент Пятой республики Шарль де Голль.