На днях произошел вооруженный налет на магазин алкогольной продукции на проспекте Славы. Преступники действовали крайне неуклюже, получили отпор и ни с чем покинули заведение. Руководство сети связало инцидент с активностью конкурирующей фирмы, которая добивается закрытия торговой точки. Теперь в конфликте разбираются правоохранительные органы.
Руководитель одной из продуктовых сетей рассказал корреспонденту 78.ru о другой недавней истории в духе «Клана Сопрано». Возле одного из магазинов сети конкуренты построили забор, мешающий пройти, практически «замуровав» торговую точку. Как результат — поток посетителей заметно уменьшился. По словам предпринимателя, с подобным механизмом конкурентной борьбы сталкивались и его коллеги.
Еще одно громкое уголовное дело заставило вспомнить о «лихих 90-х» в самых брутальных его проявлениях. В конце 2017 года в Петербурге задержали киллера и двух его предполагаемых подельников по подозрению в убийстве бизнесмена. Один из предполагаемых убийц – спортсмен-боксер, все по классике. По данным следствия, заказчиком убийства конкурента выступил управляющий ООО «Еврознак АГ Санкт-Петербург» Карэн Арутюнянц.
Список историй, отдающих «эхом 90-х», можно продолжать долго.
Ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете Кирилл Титаев полагает, что речь все же идет о случайных фактах, и говорить о статистически значимой тенденции оснований нет. Но бизнесменам от этого не легче.
– Если раньше предпринимателей вывозили в лес, то теперь вывозят в СИЗО, – сетует эксперт.
По его словам, в основном, лихие братки так и остались где-то в 90-х, но теперь возникла другая проблема. Уголовное право все чаще становится инструментом конкурентной борьбы, а представитель силовых и проверяющих структур создает подчас не меньше проблем.
– Здесь есть две разные истории. Есть спрос на силовое давление. Но когда конкуренция осуществляется через суды, арбитраж – это нормальная система для любого конкурентного рынка. Но есть большая вероятность, что спрос на силовое давление растет. И есть второй важнейший фактор – это предложение. Если вы начали покупать услуги у некоторого партнера-силовика, вы не можете одномоментно перестать их покупать. По отзывам экспертов, это принудительное предложение если не растет, то точно не уменьшается, – резюмирует социолог.
Председателя правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров также не видит причин говорить о возвращении «лихих 90-х», но и причин для особого оптимизма по этому поводу не находит.
– Сейчас мы бандитов в основном победили, крышевать стали сотрудники в погонах. Некоторые крышуют, а вторые просто впрямую занимаются бизнесом. Все наши обращения заканчивались открытием уголовных дел в отношении тех, кто обращается. Хорошо хоть в прокуратуре можно что-то обжаловать, – говорит предприниматель.
Сергей Федоров, по его словам, в личной бизнес-практике сталкивался с ситуацией, когда система уголовного права и силовики становились инструментом недобросовестной конкуренции. Как отмечает эксперт, число жалоб предпринимателей на подобные инциденты не снижается уже несколько лет и остается весьма высоким. Очень часто в качестве повода используются пункты 3 и 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество».
Судя по последним данным МВД РФ, в Петербурге ситуация ставится все критичнее. Так, в 2017 году ведомство провело оценку общественного мнения по показателю «уровень доверия к органам внутренних дел в обеспечении их личной и имущественной безопасности». По итогам Петербург оказался в десятке субъектов РФ с наименьшими результатами.