В 60-е годы в СССР началась разработка подводного ракетоносца 3-го поколения. Он был призван стать грозой авианосных групп стран НАТО и прежде всего США. Для нового более мощного и дальнобойного ракетного комплекса требовался и новый носитель – субмарина, которая будет вести залповый огонь из надводного и подводного положения 20-24 ракетами. Проекту дали индекс «949» и шифр «Гранит». Работы в конструкторском бюро «Рубин» возглавил Павел Пустынцев, но он в 1977 году умер. Завершить проект доверили Игорю Баранову.
Головная подлодка серии К-525 «Архангельск» была спущена на воду в 1980 году. Вскоре было принято решение об усиленной эксплуатации для исследования возможностей проекта. Различные тесты, в том числе многодневное пребывание подо льдом и пуск крылатых ракет «Гранит» прошли успешно. Всего планировалось построить 20 подлодок этого класса, но в итоге ограничились двумя.
Вскоре начались работы над модернизацией подлодки, и их уже с самого начала возглавил Игорь Баранов. АПЛ 949А «Антей» стала вершиной класса подлодок – «убийц авианосцев». У нее выросли длина и водоизмещение. Это позволило более эффективно размещать вооружения и внутреннее оборудование. Всего было принято на вооружение 11 подлодок данного класса. Пять из них до сих пор находятся в строю, две проходят модернизацию, а еще одна в ремонте. Самой известной подлодкой проекта стал крейсер К-141 «Курск».
– Когда в 1999 году возникла потребность продемонстрировать мощь русского оружия, перед АПЛ «Курск» была поставлена задача совершить переход в Средиземное море и провести там слежение за натовскими авианосцами. Лодка скрытно прошла до Гибралтара и там специально опознала себя. Это было встречено очень неодобрительно со стороны западных военных: НАТО привыкло безраздельно господствовать в Средиземноморье. Далее она дважды «засветилась» у Югославских берегов и Корсики, и затем беспрепятственно вышла в Атлантический океан. В США по этому поводу разразился громкий скандал, многие военачальники поплатились должностями и погонами. А в России «Курск» и его экипаж встретили как героев, – вспоминал Игорь Баранов.
Но следующий выход крейсера в море обернулся трагедией. Подлодка затонула в Баренцевом море. Популярная версия о случайном столкновении с американцами подтверждений не нашла. Причиной ЧП признана разгерметизация торпеды.
Предшественником проекта 949 была серия «675», которую вел Пустынцев. И к ней также приложил руку Игорь Баранов. Он, в частности, уже в 80-е занимался модернизацией подлодок по проекту 675МКВ. Они получили новый ракетный комплекс «Вулкан», значительно увеличив дальность стрельбы. За оборону от воздушных целей отвечал ПЗРК «Стрела-3М». Также на субмаринах разместили аппаратуру системы приема космического целеуказания «Касатка-Б». Всего модернизацию прошли четыре корабля.
КБ «Рубин» также модернизировал подлодки семейства «667». На этот раз речь шла об атомных подлодках с баллистическими ракетами. Для новых ракет Р-29Р потребовались и новые носители. Их точность позволяла поражать высокопрочные малоразмерные объекты, включая пусковые шахты и защищенные командные пункты.
Проект 667БДР оснащался 16-ю пусковыми шахтами. В отличие от 667БД новые субмарины могли выпускать весь боекомплект одним залпом. Позаботились конструкторы, одним из которых был Игорь Баранов, и об удобстве экипажа – на борту появились солярий и спортзал.
Игорь Баранов работал в родном конструкторском бюро с 1956 года, начав трудовой пусть сразу после окончания Ленинградского кораблестроительного института. В 1994-м году стал генеральным конструктором «Рубина». И даже на 86-м году жизни продолжал заниматься любимым делом. Он участвовал в разработке проекта модернизации подлодок «Антей».
В будущем на них планируется разместить ракетный комплекс «Калибр», а также современные системы навигации и жизнеобеспечения. Главное детище легендарного инженера переживет своего создателя.