Прямой эфир

Развитие пешеходных зон в Петербурге: безумие, апокалипсис или равнение на Лондон?

Маргарита Звягинцева
1 декабря 2017, 12:46
«Взять за горло» Невский, превратить Большой и Кронверкский проспекты в пешеходные зоны – таково намерение Смольного. Архитектурный критик Мария Элькина и архитектор Никита Явейн – об осуществимости этих планов и проблемах транспорта в Петербурге.
Проект пешеходной части/Фото vk.com/centralnii_district

Рекреация на Невском

Пока город стоит в пробках, а станции метро через одну закрываются «по техническим причинам», петербургские чиновники обсуждают благоустройство пешеходных зон на месте самых горячих и важных транспортных артерий города. Так, в Петербурге уже утверждена «Концепция программы пешеходных пространств и непрерывных пешеходных маршрутов в Санкт-Петербурге».

Если коротко, в ближайшие пять лет планируется сделать город «российским Копенгагеном». Для этого многие улицы будут избавлены от транспорта и превращены в «дополнительные рекреации».

Среди претендентов на такую судьбу – Невский проспект, Большой и Кронверкский проспекты на Петроградской стороне, набережная реки Карповки, Большая Морская и 1-я Советская улицы. Кроме того, в документе подчёркивается важность развития «зелёного каркаса» на намывных территориях Васильевского острова, где застройщик ЛСР собирается построить несколько жилых кварталов и большой парк в рамках проекта «Морской фасад».

О том, что нас ждёт и что на самом деле имели в виду в Смольном, мы поговорили с архитектурным критиком Марией Элькиной и архитектором Никитой Явейном. У каждого из них оказался свой взгляд на происходящее.

Это безумный и неестественный шаг

По словам архитектурного критика Марии Элькиной, понять, что на самом деле решили чиновники, и решили ли они хоть что-то, невозможно. Формулировка концепции, представленная на сайте администрации Петербурга, настолько «мутная», что однозначно интерпретировать намерения Смольного нельзя.

– Нам предлагают некую пространную формулировку: «приоритетные объекты», «пешеходный маршрут». По всей логике получается, что да, они собираются сделать эти улицы пешеходными, – пожимает плечами Элькина.

Мария Элькина/Фото: facebook.com/okhtalab
Мария Элькина/Фото: facebook.com/okhtalab

Логика здесь, однако, бессильна.

– Честно говоря, это настолько безумный и неестественный с точки зрения градостроительства шаг, что я всё-таки предпочитаю думать, будто всё это шутка, – говорит эксперт.

Возможно, никто не собирается на самом деле душить Невский и Большой проспекты, а данная новость – лишь попытка вызвать общественный резонанс и выяснить, как к этому отнесутся горожане, надеется Элькина. Но если эти надежды не оправдаются, нас ждёт транспортный апокалипсис:

– Если представить, что эти проспекты, действительно, сделают пешеходными, то будет совершенно невероятный транспортный коллапс на Петроградской. Это просто трудно себе представить. Общественный транспорт просто не сможет принять всех тех людей, что пересядут с автомобилей. Но самое главное – ни Большой, ни Кронверкский, ни Невский, на самом деле, не будут пешеходными зонами. Просто там закроется большая часть магазинов, потому что их клиенты – это владельцы автомобилей, нравится нам это или нет.

Сквер/ Фото: Сквер globallookpress.com/Konstantin Kokoshkin
Сквер/ Фото: Сквер globallookpress.com/Konstantin Kokoshkin

Пешеходный Невский также совершенно не нужен городу, уверена Мария Элькина, – он слишком широкий. Его ширина в самом узком месте составляет 25 метров, и абсолютно не понятно, что делать пешеходам на этом пространстве. Разве что «устраивать каждый день демонстрации и плясать посредине».

– Пешеходная улица должна быть не слишком широкой, – поясняет критик. – Метров 10 – очень хорошо, 15 – прекрасно, 25 – это, в общем, уже очень широкая пешеходная улица. Кроме того, там везде должны быть витрины с двух сторон. И главное – она должна соединять некие места, по которым люди и так ходят.

«Галочки» и комплексный подход

Осуществлять программу по развитию пешеходных пространств можно только – и исключительно – вкупе с развитием общественного транспорта в Петербурге, уверена Мария Элькина. Ведь крупный мегаполис представляет собой сложную систему, в которой каждый элемент тесно связан со всеми остальными.

Однако в Смольном об этом не думают, уверена Элькина:

– Это делается «для галочки». Мы же видим с вами, что общественный транспорт не становится лучше. Попасть из точки А в точку Б очень сложно. Например, чтобы добраться из некоторых точек до Исаакиевской площади, придётся потратить много времени, а на машине – 10–15 минут. Пока это не будут сопоставимые цифры – нам вообще нечего обсуждать.

Невский проспект/Фото: flickr.com/Riku Kettunen
Невский проспект/Фото: flickr.com/Riku Kettunen

Если же делать всё не «для галочки», а для города, придётся зайти совсем с другой стороны:

– Нигде так не делается, как у нас – просто перекрыли и поехали. Есть отработанные схемы: например, город вводит плату за парковку, и не в трёх с половиной районах, а во всём центре. На эти деньги строятся подземные паркинги, которые могут быть даже чуть дешевле, чем наземные – потому что городу выгодно, чтобы машины уезжали под землю. И вот тогда, когда у нас будут хорошие подземные паркинги и хорошо организованный общественный транспорт, мы можем позволить себе побольше пешеходных улиц.

И нет никакой необходимости «гнать» проект, перекрывая воздух автомобилистам к 2022 году. С привычкой «сдавать пятилетку в три года» вообще следует завязывать, считает критик. Один из самых ярких примеров в этом плане – тот самый Копенгаген, где превращение центра в большую пешеходную зону планомерно и без шоковой терапии происходит последние 50 лет. Нужно не «реализовать конкретный проект», чтобы отметиться, а выбрать «некую градостроительную политику и последовательно воплощать её в жизнь».

Люди, которые клонируют Купчино

Правда, с градостроительной политикой в Петербурге тоже не всё так просто.

– Проблема в том, что люди, занимающиеся градостроительной политикой в Петербурге, пользуются инструментами, которые были актуальны лет 30 назад. Они думают, что проведут архитектурный конкурс, и что-то у них построится иначе. А само по себе проведение архитектурного конкурса этого не гарантирует. Потому что нужно приводить градостроительную документацию в соответствие с конкурсом. И вот тут зазор – градостроительная документация такая же, какая была 30 лет назад, – рассказывает Мария Элькина. – Нужно понимать, что на всей нашей документации нарисовано более-менее Купчино. И это в самом лучшем случае. Скорее, даже Гражданка. И люди, которые рисуют это, нацелены, выучены на то, чтобы рисовать условную Гражданку.

Кроме того, нужно понимать современную экономическую и социальную ситуацию. Для этого при общении с инвестором нужно в чём-то идти на уступки, менять «правила игры», считает критик.

- Петербургское градостроительство – это такая комплексная проблема, которую должен решать независимый международный экспертный совет, – уверена Мария Элькина.

Если все планы Смольного всё же будут реализованы, «суперпешеходного» города мы всё равно не получим. Ждёт нас лишь обеднение инфраструктуры. При этом, какой-то транспорт всё равно будет попадать в пешеходные зоны. Возможно, «на Невском посадят десяток деревьев», рассказывает о своём видении ситуации Мария. Но на данном этапе – всё это утопия.

Жёсткий опыт Лондона, Рима, Нью-Йорка

У петербургского архитектора Никиты Явейна более оптимистичный взгляд на проблему. Явейн возглавляет архитектурное бюро «Студия 44». По мнению архитектора, «с бухты-барахты» реализовать концепцию Смольного невозможно. Однако движение в сторону «пешеходизации» захватывает сейчас все самые крупные города мира, включая Москву, Нью-Йорк и Лондон. И мировой опыт обещает успех.

– Если сейчас перекрыть Невский – у нас, кроме набережной, вообще не остаётся ни одной дуговой магистрали. А как это всё будет в натуре, я не знаю. Но если это будет связано с изменением системы движения, с жёстким регулированием въезда в центр, тогда может получиться, – делится мыслями архитектор.

Пешеходная зона в Петербурге/Фото: visit-petersburg.ru
Пешеходная зона в Петербурге/Фото: visit-petersburg.ru

Конечно, осуществить план до 2022 года вряд ли получится, а вот к 2030, по мнению специалиста, – реально.

– В Москве сейчас жёстко ограничивается движение личного транспорта. В Риме через день пускают автомобили с одними номерами, через день – с другими, а за въезд в город надо платить огромные деньги. Появляется больше и больше выделенных полос, так что по частным полосам ездить уже невозможно, – рассказывает о мировых «приёмах» специалист.

В мире, говорит Никита Явейн, есть разные варианты решения проблемы засилья транспорта в культурном центре мегаполиса:

– Тотально платные парковки с безумными ценами, платный въезд как наиболее радикальная мера и огромное количество выделенных полос – всё это вместе создаст условия, при которых ты на частной машине просто не можешь въехать в центр, если ты не миллионер. Все идут по этому пути, а какой ещё может быть путь? Лондон в три раза сократил количество транспорта в центре. В Москве практически выдавливают последние три года транспорт из центра и довольно благополучно это делают. В Нью-Йорке – запрет стоянки. Ты ездишь и ездишь, а встать не можешь. В Лондон въезд платный. В Рим вообще, говорят, уже не въехать. Там огромное количество или полностью пешеходных, или полупешеходных улиц. И очень удобный город.

Благодаря всем этим «драконовским» мерам частным авто в центре просто нечего делать – и жителям Рима и Лондона приходится с этим мириться.

Парк/Фото: flickr.com/Alexey Ivanov
Парк/Фото: flickr.com/Alexey Ivanov

Без сомнения, перенимать опыт Рима и Лондона – занятие весьма соблазнительное. Но приступать к этому стоит только после огромной комплексной подготовки, которая займёт не один год. И главное – делать всё не «для галочки», а для горожан.