Петербург должен измениться или утратить статус морской столицы к ужасу своего основателя. Об этом в пятницу говорили в Законодательном собрании. Иностранные яхты редко подплывают к берегам Северной столицы, местным владельцам маломерных судов негде хранить свои катера и гидроскутеры, Смольный отказался от аквабусов, а городские причалы приносят бюджету только убытки.
Депутат Денис Четырбок привел статистику Государственной инспекции по маломерным судам: в Петербурге зарегистрировано 48 615 яхт, катеров и гидроскутеров. Стоянки рассчитаны только на 2700 судов.
– Летом все они швартуются на Карповке, но на зимовку у них нет земли, где бы можно было размещаться. В итоге они просто нелегально размещают их, и в любой момент их могут оттуда убрать, – посетовал Четырбок.
В Северной столице осталось только 12 яхт-клубов. За последние годы их число сократилось вдвое. На их месте ведется элитная застройка.
В ГИМС уверены, что гидроциклы в центре города тоже не нужны.
– Мы внесли сейчас заявку о том, чтобы закрыть движение в центре города для мотоциклистов, это угрожает безопасности, – заявил начальник госинспекции по маломерным судам МЧС по Петербургу Александр Радько.
Ранее неоднократно фиксировались случаи хулиганского поведения владельцев водных скутеров в акватории Невы. Они специально катались вдоль берега и обливали туристов брызгами.
Одновременно в ГИМС предлагают ужесточить административную ответственность за езду по рекам и каналам в пьяном виде.
При этом в Петербурге хотели бы чаще видеть иностранные яхты, но пока как-то не складывается.
– Мы больше не морская столица, это декларация изживает себя. По яхтенным маринам – по яхтам: 24 тысячи заходов в год в Стокгольм, а в Петербург только 60. Это из-за того, что мы не предоставляем никакую инфраструктуру, не привлекаем инвесторов. При этом по пяти статьям доходов город теряет в год 10 млрд рублей, – сказал Четырбок.
В Смольном с данной оценкой не согласились.
– Мы не привлекаем яхты не из-за недостатка инфраструктуры, а из-за отсутствия пунктов пропуска на территории ЛО. Для прогулочных судов расстояние не может превышать 30 миль, за день судно больше не пройдёт без напряга. Нам надо сотрудничество с ЛО и разработка целой сети пропускных пунктов. Сейчас мы находимся на стадии заявки, – заявила директор Агентства внешнего транспорта Александра Бахмутская.
По ее словам, в настоящее время на территории Санкт-Петербурга находится единственный морской пропускной пункт для яхт – на форте «Константин».
Однако зампредседателя Российской партии автомобилистов «РОСПА» Александр Холодов уточнил, что с инфраструктурой все-таки тоже все плохо.
– Чтобы оформить стоянку, нужно иметь договор на водопользование, на спуск и ещё отдельно на землю. Яхты к нам не приезжают, потому что ехать некуда. У причала стоять очень дорого – 500 рублей за 15 минут, – заявил Холодов.
Он также предложил дифференцировать действующие тарифы. Для коммерческих судов, которые перевозят туристов, они должны быть выше, а для катеров обычных петербуржцев ниже.
В ходе обсуждения вспомнили и аквабусы. Это один из проектов, которые с большим пафосом запустили при Валентине Матвиенко и свернули при Георгии Полтавченко. В результате десятки миллионов рублей на создание водного общественного транспорта были потрачены из бюджета впустую.
При этом нынешние вложения в причалы и понтоны также не оправдывают себя, принося городу дополнительные убытки, отмечают депутаты.
Основные болевые точки были перечислены, а, вот, поиск ответов на вопрос «что делать» велся с куда меньшим красноречием. В ГИМС предложили приглядеться к фортам.
– В городе нет ни одного яхт-клуба, соответствующего международным стандартам. Все мы знаем, что наши владельцы яхт, олигархи хранят свои суда в Финляндии в теплых боксах. Возможно, надо провести инвентаризацию того, что у нас есть – форты осмотреть, –заявил Радько.
В свою очередь в Агентстве внешнего транспорта пообещали вместе с Комитетом по градостроительству и архитектуре позаботиться о владельцах маломерных судов при разработке Генплана. А депутаты будут думать над новыми законами, которые навсегда изменят ситуацию к лучшему. Предложения принимаются до 1 февраля, создана специальная комиссия, которая будет их рассматривать.
А пока на месте яхт-клуба «Морской» на Гребном канале построили очередной элитный жилой дом.