Прямой эфир

ЗСД: Скоростная магистраль спровоцировала новые заторы

Андрей Макаров
20 ноября 2017, 23:08
Автомобилисты Васильевского острове оказались в настоящей транспортной блокаде, а налоги жителей Петербурга уходят в карман владельцем трассы.
ЗСД/ Фото: vk.com/nchspb

Эту пробку автомобилисты называют самой дорогой в Петербурге. Каждое утро и вечер на подъезде к ЗСД со стороны Богатырского проспекта машины едут не быстрее пяти километров в час. Скоростная магистраль, которая должна была разгрузить городское движение, в итоге спровоцировала новые заторы, передает корреспондент 78.ru.

Такая же ситуация сложилась на Васильевском острове, где автомобилисты оказались в настоящей транспортной блокаде. Всего одна развязка ЗСД и узкий съезд в Адмиралтейском проезде ежедневно приводят к дорожным коллапсам. При всех достоинствах Западного скоростного диаметра, очевидно, что при проектировании были допущены серьезные просчеты.

Пробка перед ЗСД/ Фото: vk.com/primor_spb
Пробка перед ЗСД/ Фото: vk.com/primor_spb
— Не все развязки, которые были запланированы в проекте, были пропущены Главстройэкспертизой в свое время, и нам пришлось отказаться на этапе реализации ЗСД от развязок на улице Шкиперский проток, на Шуваловском проспекте и на Новом шоссе, — поделился с 78.ru генеральный директор АО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин.

Алексей Журбин – руководитель того самого института, который проектировал ЗСД. Теперь эта же организация будет заниматься разработкой Широтной магистрали – так официально называется Восточный скоростной диаметр. На минувшей неделе этот городской мегапроект обсуждали на транспортной конференции. Главный посыл докладчиков — приступать к проектированию Восточной хорды невозможно без учета ошибок ЗСД.

Фото: globallookpress.com/Konstantin Kokoshkin
Фото: globallookpress.com/Konstantin Kokoshkin
— Самое важно, что нужно сделать в этом новом проекте – это использовать опыт прохождения через действующие предприятия и жилые районы города настолько, чтобы избежать дискомфорта, который мы в своем проекте полностью избежать не смогли и, наверное, не сможем, — считает генеральный директор ООО «Магистраль Северной столицы» Алексей Бнатов.

Дискомфортом проектировщики называют строительство магистрали в непосредственной близости от жилых домов, а также гаражи, пущенные под снос. Судебные разбирательства наверняка грозят и новой магистрали. Активные горожане уже сейчас готовы бить во все колокола, чтобы через несколько лет не увидеть под окнами скоростную трассу.

— Стараемся, чтобы большая часть ВСД, или трассы в створе улиц Фаянсовой и Зольной, проходил в полосе отвода железнодорожного кольца. Сами понимаете, не без трудностей — такую дорогу шестиполосную в городе сделать не так просто. Но мы постарались, чтобы жителей это касалось в самой меньшей степени, — поделился председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Сергей Харлашкин.

Многое еще предстоит решить, но то, что будет сделано в ближайшие годы, уже известно. На ЗСД появятся три новых съезда — кстати, те, что в свое время не были допущены Главстройэкспертизой. Первая развязка запланирована в Курортном районе — она «подключит» магистраль к Новому шоссе в районе Белоострова. Вторая появится на Шуваловском проспекте. Этот съезд позволит разгрузить транспортную развязку на Богатырском проспекте и подключит к ЗСД «Лахта-центр». Тем самым транспортные потоки в Приморском районе будут существенно перераспределены. Впрочем, самая важная и, скорее всего, самая дорогая развязка появится в южной части Васильевского острова.


В проекте Восточного скоростного диаметра развязок запланировано на порядок больше, но спорных моментов все равно достаточно. Скажем, в районе Финляндского моста ВСД выходит к Неве. И тут сразу же встает вопрос – как магистраль перекинуть через реку — по туннелю или по новому неразводному мосту. Подземный вариант сделает проект дороже, но в то же время надводная переправа наверняка испортит охраняемые виды и панорамы города.

Впрочем, судя по мнению заместителя министра транспорта Николая Асаула, выбор, скорее всего, будет сделан в пользу экономии.

— Есть плюсы и минусы того или иного решения, естественно это будет влиять на размер капитальных вложений, на будущую стоимость проезда. Мы считаем, что нужно минимизировать стоимость, — отметил Николай Асаул.

В первом приближении стоимость Широтной магистрали составит 160 млрд рублей. Участие сторон государственно-частного партнерства пока не определено, но эксперты уже опасаются, что все документы, как и в случае с ЗСД, будут засекречены. Ознакомиться с ними не дают даже депутатам ЗакСа. При этом город должен ежегодно выплачивать собственнику скоростной трассы миллиарды рублей, которые идут на компенсацию недополученной прибыли. Судя по утечкам, которые дошли до петербургских парламентариев, Западный скоростной диаметр – настоящая черная дыра в городском бюджете.

ЗСД/ Фото: vk.com/nchspb
ЗСД/ Фото: vk.com/nchspb
— Этот договор заключен с нарушением действующего законодательства. По закону это должна быть концессия, а в концессии никаких выплат концессионеру за счет бюджета предусмотрено быть не может, кроме возврата ему тех денег, которые он потратил. Если он потратил, предположим, 30 млрд рублей, то ему нужно вернуть 30 млрд плюс проценты. Но он не может говорить, мол, а еще я рассчитывал заработать 10 млрд и не могу их заработать, — уверен депутат ЗакСа Петербурга Алексей Ковалев.

Законность сделки по ЗСД теперь проверит прокуратура. Но уже сейчас ясно, что при таком раскладе за двадцать лет – а именно на этот срок было заключено концессионное соглашение — Петербург потратит на субсидии больше ста миллиардов рублей. Получается, что городу было гораздо выгоднее взять кредит и реализовать проект самостоятельно, чем идти на соглашение с частным партнером. Ведь уже сейчас петербуржцы — независимо от того, водители они или пешеходы, — вынуждены платить собственнику трассы, на это идут наши налоги. Если такую же схему выберут при строительстве Восточного скоростного диаметра, история повторится.