Не все туристы знают, не все петербуржцы помнят, что в нашем городе, помимо Эрмитажа и Русского музея, есть бессчётное количество дворцов, особняков, доходных домов и других интересных мест, достойных посещения – но закрытых для «простых смертных».
Попасть на экскурсию в эти «тайные уголки» можно, став участником проекта. Всего «Открытый город» даёт доступ к шести десяткам разных объектов. Мы расскажем вам о нескольких из них.
Барокко и готика, рококо и модерн, тёмные дубовые панели, мрамор, золото и цветные витражи – всё это разные грани одного петербургского особняка, который по праву можно считать дворцом в миниатюре. Дом Кельха на улице Чайковского – совершенно удивительное творение, к созданию которого приложили руку несколько разных архитекторов. А его история, как и истории его владельцев, без сомнения, заслуживает пристального внимания.
Сегодня в особняке на Чайковского, 28 располагается Дом юриста – в 2011 году историческое здание было передано Министерству юстиции. А создавалось это произведение архитектурного искусства полтора века назад, и с большим размахом.
Участок, на котором стоит дом Кельха, претерпел множество трансформаций, конец которым положила Варвара Петровна Кельх, наследница династии золотопромышленников из Сибири. Она приобрела находившийся здесь дом греческого консула в 1896 году за баснословную сумму – 300 тысяч рублей.
Варвара Петровна привыкла к роскоши и, кроме того, обладала тонким вкусом. По её заказу дом на Чайковского снесли до фундамента, и на его месте выстроили новый. За работу взялись архитекторы Чагин и Шене. Новый особняк был выдержан в стиле французского ренессанса.
Однако светлый и воздушный мраморный ренессанс, с тонко выполненным солнечным интерьером и фасадом из розового и жёлтого песчаника не устроил Варвару Петровну в полной мере. Она уволила архитекторов, трудившихся над проектом, и наняла нового исполнителя – К. К. Шмидта.
Шмидт выстроил для четы Кельхов дворовый флигель в строгом готическом стиле, а также дворовый корпус. Готическая столовая и сегодня просто поражает изящной детализированной отделкой. Дубовый камин украшают вставшие на дыбы конь и олень, фамильный герб, рыцарский шлем и бесконечное количество декора; львиные головы на ложных колоннах, цветные витражи в окнах, готические люстры и резные панели – в этом зале чувствуешь себя как в средневековом рыцарском замке, и сложно поверить, что интерьер особняка был создан в начале ХХ века.
Перила мраморных лестниц дома держат в зубах драконы, а в нишах стен можно увидеть тонкой работы статуи. Потолки особняка украшают живописные плафоны, золото и лепнина. Интересно, что Варвара Петровна, хозяйка дома, любила не только изящную архитектуру, но и драгоценные ювелирные изделия – семья Кельх была одним из немногих клиентов самого Карла Фаберже, и фирма Фаберже изготавливала для состоятельной четы пасхальные яйца, которые выставлялись здесь же, в Жёлтой гостиной.
Судьба хозяев дома сложилась по-разному: в 1905 году Варвара Кельх развелась с мужем и уехала в Париж. Александр Кельх решил после революции остаться в России, но жизнь была к нему неблагосклонна. По легенде, на собственном заводе ему пришлось работать простым рабочим. В 1930 году его арестовали – возможно, причиной этому послужила денежная помощь от бывшей супруги, которая жалела мужа и посылала «передачки» из-за границы. Кельха отправили в лагеря. Позже, по одной из версий, он пропал в застенках, по другой – вернулся в Северную столицу, где нищенствовал и просил милостыню.
На Дворцовой набережной, в двух шагах от Эрмитажа располагается Дом учёных – бывшая резиденция Великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III и дяди Николая II.
Дворец, созданный во второй половине XIX века, содержит в себе целый ряд различных стилей. Фасад создавался с оглядкой на неоренессанс, Малиновая гостиная, выполнявшая роль главной приёмной, несла отпечаток итальянского ренессанса, а Готическая столовая, как не сложно догадаться, была выполнена в строгом стиле английской готики.
В своё время дворец князя Владимира Александровича даже называли «Малым императорским двором» – здесь устраивались приёмы, балы и музыкальные вечера, собирался цвет великосветского общества столицы и звучала музыка.
Недалеко от Чернышевской есть и ещё одно уникальное произведение архитектурного искусства начала ХХ века – правда, более демократичного происхождения, нежели особняк семьи золотопромышленников или дворец Великого князя. Жилой комплекс Бассейного товарищества строился для «избавления от квартирной нужды» простых петербуржцев, уставших снимать жильё в доходных домах.
Идеологом строительства комплекса на пересечении Греческого проспекта, улицы Некрасова, Виленского переулка и Фонтанной стал гражданский инженер Алексей Зазерский. Он был уверен: строительство многоквартирных зданий должно из рук «капиталистов», владельцев доходных домов, перейти в руки самих «нуждающихся». Так что комплекс на Греческом проспекте можно назвать одним из первых опытов долевого строительства.
Зазерский стал не только идейным вдохновителем, но также учредителем Бассейного товарищества и архитектором-проектировщиком всего ансамбля. Здания жилого комплекса в проекте представляли собой замкнутую систему, в центре которой корпуса располагались в виде креста, разрезая внутренний двор на четыре части.
Дома Бассейного товарищества стали примером прогрессивного строительства: здесь был водопровод с горячей водой, центральное отопление, вентиляция, а также лифты – причём не только на парадных, но и на чёрных лестницах. Было здесь и такое «последнее слово техники», как пылевсасывательная станция – именно благодаря этому чуду комплекс прозвали «домом-пылесосом».
Комплекс Бассейного товарищества до сих пор густо населён – в многокомнатных коммунальных квартирах кипит разнообразная жизнь.
«Резиновый треугольник», «калошный завод» – комплекс зданий на Обводном канале имеет много «побочных наименований». Но неизменен интерес петербуржцев к этому месту – здесь всегда есть люди, и даже закрывшись, «резиновая мануфактура» привлекает множество любопытных. «Красный треугольник» можно смело назвать одним из самых интересных сооружений промышленной архитектуры Петербурга.
Корпуса мануфактуры строились полвека – с 1860х по 1912 год. В создании разных строений принимали участие самые известные архитекторы того времени. Например, архитектор Р.Р. Генрихсен построил в Северной столице 37 различных зданий, среди которых несколько корпусов Артиллерийской лаборатории, производственные сооружения Патронного завода, Охтинская бумагопрядильная мануфактура, жилые дома и многое другое.
Между прочим, именно «Треугольник» стал в своё время первой в России резиновой фабрикой. После того, как резиновые калоши здесь производить перестали, на территории завода появились офисы, репетиционные базы, клубы и много других заведений. Нередко здесь случались и самозахваты, с которыми город успешно боролся.
Где можно увидеть мифического богатыря-гиганта из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», вросшего в землю по шею и даже больше? Если вы считаете, что ответ – «только в воображении» – вы не совсем правы. Богатырь обитает под Петербургом, в дворцово-парковом ансамбле «Сергиевка». Именно здесь есть валун, из которого высечен этот сказочный персонаж.
Местечко в Петергофе выкупил для своей дочери и её будущего супруга император Николай I. Великая княжна Мария выходила замуж за герцога Лейхтенбергского, и помимо Мариинского дворца, который строился как городская резиденция молодых, решено было устроить для них также «дачку».
В Сергиевке был возведён двухэтажный дворец в античном стиле. Спроектировал его знаменитый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, построивший множество дворцов, церквей и особняков в Северной столице и её окрестностях. Тщательно продуман был и парк – на месте ручья устроили каскад прудов, дворец утопал в цветниках, а парк был украшен множеством статуй.
Любопытные петербуржцы и туристы могут попасть и в другие места, не всегда доступные для посещения. Есть среди них и режимные объекты, на которые иначе просто не прорваться. Можно присоединиться к экскурсии на Ижорские заводы и Адмиралтейские верфи, увидеть убранство Германского посольства и Санкт-Петербургского благородного собрания, посетить дворцы и доходные дома, а также узнать, как сложилась судьба резиденций самых разных исторических личностей.