Торговый сегмент состоит из двух больших частей: крупных торговых центров — это примерно 2,5—2,8 млн квадратных метров — и уличной торговли, включая маленькие магазины, сувенирные лавочки и кафе, площади которой, по оценкам экспертов, составляют около 5,5—6 млн квадратных метров. Так вот, весьма забавная статистика, доказанная всем мировым опытом. Если мы делаем пешеходную улицу и развиваем на ней малый бизнес, то объем выручки, налоги и занятость в этой локации вырастают примерно в три-четыре раза.
Крупный торговый центр также может быть якорем притяжения и развивать ближайшую территорию. Когда-то, скажем, Гостиный двор выполнял исключительно функцию торговли. Но сегодня уже вполне серьезно говорят о том, что торгово-развлекательные центры все сильнее и сильнее сдвигаются в сторону именно развлекательной функции публичных пространств, в которых горожане проводят значительную часть своего время.
Места для постройки и развития больших торговых центров в таких мегаполисах, как Петербург, нет. Поэтому обычно города такого размера и с таким историческим наследием выделяют улицы, которые делают торговыми. Пока у нас существуют лишь хаотичные попытки формирования торговых улиц — тот же Большой проспект Петроградской стороны, но это пространство, хоть и несколько хаотично, формировал непосредственно сам бизнес.
Поток иностранных туристов у нас достаточно большой. Сейчас они все идут по Невскому проспекту просто потому, что «тропинка протоптана». Разве невозможно пустить тот же поток через интересные места, например через дворики Капеллы, дать им возможность пройти по каким-то еще ярким места нашего города. Понятно, что они все идут в сторону Эрмитажа — это весомая точка притяжения, но это не единственный маршрут.
Мнение эксперта может не совпадать с мнением редакции.