Прямой эфир

Искусственная Венеция: живые и мёртвые каналы Петербурга

Маргарита Звягинцева
9 ноября 2017, 21:13
Для любого туриста Петербург – город каналов и мостов. Представить его «сухопутным» невозможно, ведь сама идея создания города предполагала бесконечные водные пути. Впрочем, в реальность идея Петра воплотилась не совсем так, как мечтал сам император.
Фото: Юлия Карнаева

«Сухой» июнь, или туристическая катастрофа

Приехать в Петербург в сезон белых ночей и не прокатиться «на кораблике»? Не увидеть развод мостов, проплывая под ними среди ночи, не посмотреть на город с воды и ограничиться пешей прогулкой? Прошедшим летом федеральные власти едва не поставили туристов в очень странное и обидное положение, объявив в середине апреля, что навигация в пределах города будет приостановлена более чем на месяц – с 1 июня по 4 июля 2017 года, на период проведения Кубка конфедераций.

Такое решение было принято в целях безопасности Министерством транспорта РФ. Но для Петербурга как туристической «Мекки» подобные меры можно прямо назвать убийственными. Урон, который мог бы понести город из-за глобально «перекрытого воздуха» – а точнее, конечно, перекрытой воды – неисчислим.

Движение по реке Мойке/ Фото: Юлия Карнаева
Движение по реке Мойке/ Фото: Юлия Карнаева

Июнь «кормит» огромное количество работников туристической сферы Петербурга, а туристические компании города готовятся к этому периоду весь год. Небольшие фирмы, жизнь которых связана с туризмом, попросту не способны такое пережить – а это значит, отмена июньской навигации равняется убийству малого туристического бизнеса Петербурга.

Впрочем, прошедшим летом таких потерь удалось избежать. Георгий Полтавченко пожаловался федеральным властям на критические потери, которые понесёт после Кубка конфедераций Петербург – а ведь планировалось, что именно благодаря этому событию город сможет заработать свой максимум на туристах. В результате, навигацию ограничили только в дни матчей: 17, 22, 24 июня и 2 июля. Да и то лишь на водной территории в непосредственной близости от Крестовского острова.

Фото: Юлия Карнаева
Фото: Юлия Карнаева

Но в грядущем году нас ждёт новое спортивное испытание – Чемпионат мира по футболу. И вопрос перекрытия водных путей вновь встанет в полный рост. На международном форуме «Водный туризм», который прошёл в Петербурге 7-8 сентября, обсудили и этот важный вопрос. О том, что отмена «сезона прогулок на корабликах» серьёзно покалечит туристическую сферу Петербурга, заявил Андрей Мушкарев, председатель комитета по развитию туризма Петербурга.

В результате, было решено, что в 2018 году нас ждут меры, аналогичные уже применявшимся: навигацию ограничат в дни проведения матчей. Однако отмена навигации в Северной Венеции – шаг как минимум странный. Ведь, если подумать, он противоречит самой сути города, который изначально строился как «русский Амстердам».

«Амстердам на Васильевском острове»

Венеция и Амстердам, хоть и были городами-образцами, на которые ориентировался Пётр I при возведении новой столицы, в результате остались далеко позади своего нового «водного брата». Общая длина петербургских каналов превышает протяжённость водных дорог в столице Нидерландов в шесть раз. Что касается Венеции, «северным клоном» которой обычно считают Петербург – то тут и вовсе говорить не о чем. Итальянский город не может даже близко сравниться с российским, ведь общая протяжённость каналов здесь в тринадцать раз меньше, чем в Петербурге.

Стрелка Васильевского острова/ Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov
Стрелка Васильевского острова/ Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov

Однако на самом деле каналов в нашем городе могло быть гораздо больше. По крайней мере, инженерная и творческая мысль Петра границ точно не видела. Так, например, в сети бесконечных каналов могли бы сегодня находиться жители Васильевского острова – ведь изначально все линии острова, как и проспекты, были нанесены на карту в качестве каналов.

Упоминания о проекте «Амстердама на Васильевском острове» появились в 1710-х годах. Тогда Пётр решил, что местность будет расчерчена чёткими линиями водных путей вдоль и поперёк, причём продольные каналы предполагалось именовать перспективами, а поперечные – линиями. Собственно, линии и перспективы, они же проспекты, после первого императора остались, а вот воды в них так и не появилось.

Карта островной части Петербурга/ Фото: vk.com/s.piter4you
Карта островной части Петербурга/ Фото: vk.com/s.piter4you

По одной из легенд, причиной провала такого масштабного проекта стала чрезмерная привязанность фаворита Петра Александра Меншикова к деньгам. Меншиков так любил запустить руку в царскую казну, что не всегда мог держать в руках самого себя. В результате, бюджет испарился на середине воплощения проекта в жизнь – якобы тринадцать каналов выкопали, а на остальные четырнадцать средств уже не хватило. Да и те, что уже вырыли, оказались не в меру узкими – баржам там было не разойтись, и народ быстро превратил будущие «водные артерии» города в выгребные ямы.

Главная транспортная протока - Фонтанка/ Фото: vk.com/oldphotospb
Главная транспортная протока - Фонтанка/ Фото: vk.com/oldphotospb

Хоть сребролюбие Меншикова и не является секретом, но эта история, конечно, всего лишь миф. На самом деле было вырыто три канала: один по Кадетской линии, а также по 4-5 и 8-9 линиям острова. И то, появились эти пути уже после смерти Петра, в 1727 году. Через три года вырыли четвёртый канал – вдоль Менделеевской линии. Но Екатерина II, хоть и была горячей поклонницей Петра, в 1967 году приказала эти каналы засыпать – как ненужные остатки пустых мечтаний царя-реформатора.

Лиговский канал и улица Бассейная

Другой канал, которого в наши дни не найти на карте – Лиговский. Его создание началось в 1718 году, а завершилось в 1721. Лиговский канал оказался одним из самых длинных водных путей Петербурга – его длина составляла 23 км.

Лиговский канал брал своё начало у реки Лиги, которая сегодня называется Дудергофкой. Заканчивался же он там, где в наше время сложно даже представить водоём – на углу Греческого проспекта и улицы Некрасова. Здесь располагался бассейн, в который вытекал канал – именно поэтому улица Некрасова называлась раньше Бассейной.

Лиговский проспект/ Фото: flickr.com/ Alexey Ivanov
Лиговский проспект/ Фото: flickr.com/ Alexey Ivanov

Воды Лиговского канала питали фонтаны Летнего сада. Но в 1777 году наводнение огромных масштабов разрушило эти фонтаны, и питать стало нечего. Постепенно канал пришёл в запустение и был засыпан. Сначала уничтожили бассейн и отрезок до Обводного канала, затем – отрезок до московского проспекта, а позже канал и вовсе спустили в Красненькую речку. Сегодня о существовании этого водного пути напоминает Лиговский проспект, проложенный вдоль исчезнувшего русла.

Мусорные ямы и сталинские планы

Ещё один канал, как ни странно, исчез с лица Петербурга, но остался на карте. Речь идёт о Введенском канале, который был прорыт в самом начале XIX века между Фонтанкой и Обводным. Однако «переход» между двумя водными путями в итоге ждала незавидная судьба – канал обмелел и постепенно превратился в мусорную яму.

В середине XX века Введенский канал решили засыпать. Однако название сохранилось, оставшись, в итоге, за появившейся на этом месте улицей.

Введенский канал/ Фото: tsarselo.ru
Введенский канал/ Фото: tsarselo.ru

Между прочим, в эпоху Советской власти «венецианская» сущность Петербурга ничуть не умалялась – в тридцатых года прошлого века возник проект нового грандиозного канала, который должен был соединить центр города и Московскую площадь. Этот канал планировалась назвать Южным Обводным. Если бы война не помешала воплощению этой идеи в жизнь, сегодня в нашем городе могло бы быть целых два Обводных канала – тот, что был прорыт при Екатерине, и тот, что задумывали при Сталине.

«Обвонный» канал и жертвоприношения язычников

Впрочем, и тех каналов, что сохранились до наших дней, вполне хватает – и туристам, и горожанам. Всего в Петербурге около сотни разных водных путей, из них два десятка – искусственные каналы.

Самым крупным каналом Северной столицы является Обводный. Он протекает от Невы до реки Екатерингофки – всего это 8 километров. Этот водный путь изначально выполнял не только функцию дороги, но и роль оборонительного сооружения. При Екатерине его берега были укреплены земляным валом.

Юж Обводный канал (проект)/ Фото: kupsilla.ru
Юж Обводный канал (проект)/ Фото: kupsilla.ru

Ширина Обводного канала в наши дни колеблется от 21 до 42 метров. И это – лишь остатки «былого величия». В своё время канал задумывался для перевозки грузов, а также для циркуляции пассажирских судов.

Интересно, что в XIX веке район Обводного канала был окраиной города, а сам канал называли «Новой канавой». В то время это место было отнюдь не из элитных: здесь располагались заводы, в том числе – костеобжигательная и клееварная фабрика, от которой исходит редкостный смрад. Благодаря этому, кстати, канал получил и ещё одно народное название – «Обвонный».

Кроме того, тут же работали две пивоварни и, конечно же, процветал «Красный треугольник», производивший резиновые калоши. В общем, место не располагало к пикникам и прогулкам.

Прогулки по воде/ Фото: Юлия Карнаева
Прогулки по воде/ Фото: Юлия Карнаева

Не удивительно, что со временем район, по которому протекал канал, оброс мистическими историями. В своё время даже Иосиф Бродский заклеймил это место, назвав его «индустриальным потусторонним миром». Так что никто особо не удивился, когда в 1923 году при прокладке теплотрассы здесь нашли языческий алтарь с человеческими останками, которые, по всей видимости, были следами жертвоприношений.

К сожалению, новые власти не придали находке значения, не оценили исторической ценности, и камни, из которых было сложено капище, распорядились пустить на ремонт мостовой, а кости – просто утилизировали.

Канал Грибоедова: рекордсмен и любимец публики

Канал Грибоедова/ Фото: vk.com/oldphotospb
Канал Грибоедова/ Фото: vk.com/oldphotospb

А вот канал Грибоедова изначально не был обделён вниманием – ведь он проходит в центре города, в непосредственной близости от Казанского собора и Спаса на Крови. Его длина – всего пять километров, что вовсе не мешает ему нести на себе больше двух десятков мостов. Именно канал Гибоедова является в Петербурге «рекордсменом» по количеству переправ.

Канал Грибоедова/ Фото: Юлия Карнаева
Канал Грибоедова/ Фото: Юлия Карнаева

Интересно, что этот канал был прорыт не на пустом месте, а там, где протекала раньше речка – Кривуша (Глухая речка). Изначально канал назывался Екатерининским, однако при советской власти получил имя известного драматурга. Причём первое время его именовали «каналом Писателя Грибоедова», и только в 1931 году название окончательно «устаканилось».

В точке, где канал Грибоедова встречается с Крюковым каналом, открывается редкая перспектива: здесь, у колокольни Никольского Морского собора можно увидеть сразу семь мостов.

Между прочим, Крюков канал – единственный, что получил своё название по имени своего строителя – подрядчика Семёна Крюкова. А вот Бумажный канал получил своё название в честь бумагопрядильной фабрики, располагавшейся рядом.

Фото: Юлия Карнаева
Фото: Юлия Карнаева

Каждая водная артерия Петербурга – это целая книга со своей интересной историей. Самый молодой канал города – Дудергофский – был прорыт в 1970-х годах. А это значит, что петербургская водная «энциклопедия» продолжает пополняться.