Происшествия
17:1926 октября 2017

Рога и копыта. Черные дни для автобазы Смольного

Верховный суд запретил петербургскому парламенту заключать контракты с автобазой Смольного без конкурса, а руководитель госпредприятия был найден мертвым. Подробности выясняет Следственный комитет.
Церемония запуска производства обновленной модели Toyota/ Фото: gov.spb.ru

В последние дни вокруг автобазы городских властей сгустились тучи. Государственное бюджетное автотранспортное учреждение «Смольнинское» погрязло в судах с антимонопольщиками, а в день судьбоносного решения Верховного суда директора предприятия нашли мертвым. Тело Александра Сребродольского обнаружили на скамейке в пансионате «Балтиец» в Репино днем в среду. Сотрудники полиции не обнаружили следов насилия, а деньги, ключи и мобильные телефоны находились на месте. Тем не менее, следственные органы СКР по Петербургу начали доследственную проверку. Назначена судебно-медицинская экспертиза, которая окончательно установит причины смерти.

Золотые автомобили для депутатов

Сребродольский руководил автобазой Смольного с 2014 года, возглавив ее после реорганизации. Тогда в устав предприятия внесли изменения, убрав оттуда пункт об обслуживании депутатов Законодательного Собрания. Однако в 2016 году петербургский парламент все равно заключил с компанией жирный контракт на перевозку народных избранников. За три года на эти цели должны потратить 439 млн рублей.

В петербургском отделении Transparency International подсчитали, что даже в рамках действующих расценок этих денег должно хватить на ежедневное обслуживание 63-68 депутатов. Однако в Законодательном cобрании их всего 50, и каждый пятый отказался от личного автомобиля. В свою очередь в петербургском УФАС обратили внимание не на цену контракта, а на отсутствие тендера.

Руль, рога и копыта

Антимонопольщики посчитали контракт незаконным. В феврале парламентариям выдали предписание об устранении нарушений, но оно не было исполнено.

— Мне не хочется, чтобы фирма «Рога и Копыта» обслуживала депутатов, — объяснил журналистам спикер Заксобрания Вячеслав Макаров.

УФАС обратилось в Арбитражный суд с целью расторгнуть контракт. Аналогичное решение было принято и по поводу контракта «Смольнинского» на перевозку главы горизбиркома. Ранее антимонопольщики оспорили и городской закон, позволявший заключать госконтракты с государственными предприятиями без конкурса. Фактически сразу несколько крупных рынков Смольный закрыл для конкуренции, в том числе и перевозки представителей власти.

Судные дни

Спор по поводу закона длился несколько лет и завершился 25 октября 2017 года в Верховном суде не в пользу администрации Петербурга. Документ постановили переписать. В будущем Заксобранию придется проводить конкурс. Глава петербургского УФАС Вадим Владимиров подчеркнул, что его ведомство добивалось такого решения с 2011 года.

— Конечно, автомобильное обслуживание депутатам необходимо, но это может сделать любая компания. Мы говорим коллегам из «Смольнинского»: Мы же вас не лишаем работы. Выходите на торги. Они отвечают: Мы никогда не победим, у нас расценки в два раза выше. Естественно, они понимают, что никогда не выиграют. Конкуренция страдает и рынок страдает, — резюмировал Владимиров.

Однако другой вопрос остался открытым – означает ли данное решение, что уже заключенные контракты должны быть расторгнуты. В Заксобрании считают, что нет. Арбитражный суд по этому поводу собирался на следующий день после Верховного 26 октября, однако в итоге все закончилось переносом. В Смольном решили привлечь к делу специалистов еще двух комитетов.

Роковое совпадение

Отметим, что большинство чиновников используют автомобили Toyota Camry, однако к услугам губернатора, спикера Заксобрания и вице-губернаторов у предприятия есть Mercedes S-класса и автомобили Audi А8. Расходы «Смольнинского» растут с каждым годом. В 2014 году из бюджета предприятию выделили 700 млн рублей, в 2018 году эта сумма достигнет 858 млн, а к 2020-му – 953 млн. И это при том, что обслуживание представителей власти и иностранных делегаций – далеко не единственная задача автобазы. Свои полтысячи машин и автобусов там используют и в коммерческих целях. Это не говоря уже о дополнительных контрактах с другими госучреждениями.

Скорее всего, смерть директора просто неудачно совпала со значимыми событиями в жизни предприятия. Депутатам же в обозримом будущем придется искать нового перевозчика на конкурсных условиях. Судя по всему, Вячеслава Макарова всерьез беспокоит престиж городского парламента. Но зато «Рога и копыта» однозначно обойдутся дешевле.

СмольныйГосзакупки
Новости партнеров