Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко уведомил в письме вице-премьера Аркадия Дворковича о том, что из-за активного экспорта зерна мукомольные предприятия города не могут получить вагоны, что создает риски срыва сроков поставок зерна, что в свою очередь может привести росту его себестоимости и даже остановке производства. Однако представители хлебопекарной отрасли считают, что проблема преувеличена — если цены на конечную продукцию и вырастут, то незначительно. Но пока о каких-либо проблемах с поставками муки им неизвестно.
— Надеюсь, что эту ситуацию разрешат, поскольку сами вагоны есть, просто их пока направляют в другую сторону, не в наш город. Если не будет вагонов, то не будет зерна, если не будет зерна, то не будет муки, после чего могут возникнуть проблемы и с хлебом. На мельницах всегда есть запас зерна, так что верю, что ситуация не зайдет так далеко. Мы пока не получали от своих поставщиков предупреждений о возможных срывах поставок — все работает в штатном режиме, — сказала 78.ru генеральный директор ГК «Дарница» Виктория Устименко.
Генеральный директор отраслевого агентства «Ватель Маркетинг» Роман Калинин также уверен, что сложившаяся ситуация совершенно некритична.
— Думаю, отсутствие вагонов может привести к повышению себестоимости муки, поскольку доставить ее можно не только по железной дороге. Другие пути доставки возможны, но более дороги. Это усложнит логистику, но сомневаюсь, что приведет в какому-то коллапсу в масштабах города, — отметил Калинин.
По словам одного из представителей отрасли, пожелавшего остаться неизвестным, возможный рост цен на муку несильно отразится на конечных ценах, поскольку это далеко не единственная составляющая себестоимости продукта.
— Непосредственно закупкой зерна занимаются мукомольные комбинаты. Ввозить муку из других регионов — нежелательно, это существенное усложнение процесса и возможное удорожание и самих хлебобулочных изделий в магазинах в конечном итоге. Закупка комбинатами зерна идет всю осень. В хлебопекарную промышленность идет зерно высокого качества. Если подорожает само зерно, то соответственно подорожает и мука. В себестоимости продукта мука составляет только 25%. Поэтому цены на конечный продукт в случае подорожания муки не вырастут сразу на столько же. К тому же если предприятия решат повысить цены на хлебобулочные изделия, то они сначала должны подготовить обоснование этого, — рассказал представитель отрасли.
Власти Петербурга обеспокоены проблемой, но считают, что выход из сложной ситуации будет найден.
— В условиях рекордно высокого урожая зерновых в России и значительного увеличения объема продаж зерна на экспорт предприятия мукомольной отрасли Петербурга выразили обеспокоенность вероятными сложностями с распределением железнодорожных вагонов при планировании будущих поставок. Во избежание возникновения реальных проблем с поставками зерна в город в Министерстве транспорта РФ при участии представителей Министерства сельского хозяйства, администрации Петербурга и ОАО «РЖД» было проведено совещание, — рассказал председатель городского Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин.
По его словам, по итогам совещания принято решение оказать содействие в скорейшей организации поставок вагонов для перевозки закупленного зерна в Петербург. Предложено включить Петербург в перечень приоритетных направлений для отгрузки зерна из зернопроизводящих регионов, а также рассматривать в первоочередном порядке заявки на подачу вагонов, предназначенных для города. Таким образом, приняты все необходимые превентивные меры.
— Все помнят ситуацию с гречкой, в результате которой крупа не пропала из магазинов города, но некоторые бизнесмены сильно заработали на раздувании этой ситуации. Утечка рабочих документов, которые направлены как раз на предупреждение проблемы, создает лишний ажиотаж. Вероятно, кто-то хотел бы заработать и на этот раз. Не думаем, что получится, — отметил представитель Смольного.
В то же время в компании «Российские железные дороги» заявили, что принимают все меры по перевозкам зерна в Петербург, передает ТАСС.
— Погрузка зерна и продуктов перемола из Санкт-Петербурга в сентябре 2017 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44,6%, с начала года рост погрузки составляет почти 46%, — отметили в РЖД. — При этом необходимо отметить, что право распоряжения грузовыми вагонами, их подачи под погрузку тех или иных грузов и определения арендных ставок принадлежит их собственникам или операторам.
Новость о письме Полтавченко затронула и городскую общественность.
— Город, перенесший ад блокады, голодные муки, оставшиеся в исторической и генетической памяти горожан, не может не среагировать на такие заявления. Я думаю, что даже НА СЛОВАХ эти ситуации воспроизводить надо осторожно, - сказала 78.ru редактор блокадных дневников ленинградцев Наталия Соколовская.