Некие частные лица, заручившись поддержкой местных чиновников, перевели в собственность общественную территорию близ поселка Назия, Кировского района. А именно – захватили пристань, расположенную на выходе в Ладожское озеро. До недавнего времени ей пользовались местные жители, члены садового некоммерческого товарищества «Ладога Массив Восход»: привязывали свои лодки, хранили в рундуках снасти, запчасти и прочие хозяйственные принадлежности. Теперь прибрежная территория огорожена забором. Людей на пристань не пускают, имущество свое забрать не дают: охрана ведет себя крайне агрессивно. Чиновники, у которых спросили – как стал возможным захват общественных земель, уходят от ответа. Местные правоохранители тоже отмалчиваются.
Возвращать имущество не хотят, общаться с собственниками не собираются – представители водно-моторного клуба заявляют: территория вокруг пристани принадлежит им, акватория тоже, а местные садоводы что-то путают. Этот выход в Ладогу – уже давно частная территория.
– Они уже сдают лодки в аренду по 600 рублей в час, мы не можем пройти к своему имуществу. Я являюсь членом правления старейшего кооператива имени Федорова «Ладожец», но я уже два года не могу подойти ни к своему катеру, ни к своему гаражу, – возмущается местная жительница Татьяна Мигдалович.
А ведь еще всего пару лет назад садовое товарищество «Ладога», в котором и находился известный на всю округу лодочный кооператив, было местом паломничества любителей отдыха на воде. Приезжали сюда семьями, проводили выходные у озера, оставляли лодки под присмотром сторожа. И ничего никому не платили. Даже единственный охранник – из числа садоводов – и тот работал на общественных началах. Но внезапно все круто изменилось.
– Теперь появились какие-то представители – спортивные. Говорят, что они на 20 лет заключили договор с Кировской администрацией. Мы здесь будем делать спортивное общество, – вспоминает садовод СНТ «Ладожец» Вера Попова.
На огораживании территории под якобы спортивный клуб дело не закончилось. Бизнесмены назвали свою фирму созвучно тому самому кооперативу – «Ладожец». Вероятно, чтобы ассоциироваться с хорошей репутацией предшественников, и пригнали сюда строительную технику.
– Естественно, если приедут за 50 километров из Петербурга, значит, им надо остановиться. Если соревнования – значит, они устали, им надо отдохнуть, где-то надо им ночевать. И вот пошли разговоры, что будут строить гостиницу, – говорит Попова.
Слухи усугубила выписка из единого государственного реестра юридических лиц. Оказывается, кооператив «Ладожец» давно ликвидирован. Основание – решение общего собрания садоводов. Якобы большинством голосов садоводы признали лодочную станцию убыточной, бесполезной для хозяйства СНТ и сами попросили некий водно-моторный клуб взять эту территорию в аренду.
– Были приглашены вышибалы на общее собрание. В то же самое время, несмотря на несогласие оппозиции с членами правления, произошла ситуация, что оппозицию не пригласили на собрание. Не побеседовали с ними, – говорит местный житель Сергей Смирнов.
Есть любительская запись, на которой проходит то самое собрание. Садоводы находятся у пристани, пытаются попасть внутрь – но их и на порог не пускают. Уже позже члены правления СНТ отказываются принимать у местных жителей письменное заявление о несогласии с захватом территории.
Председатель внезапно ликвидированного кооператива Вячеслав Федяшкин в выражениях не стесняется. Случившееся называет произволом. Говорит, среди белого дня неизвестные захватили территорию, выставили охрану и теперь требует за проход к воде деньги.
– В первую очередь, требовали заключить договор с этим ВМК «Ладожец», платить туда деньги и автоматически, если ты заключаешь договор, переходишь туда. А уже по договору – если ты согласился и перешел, ты обязан предоставить им свое имущество бесплатно. Если же вдруг решишь выйти из этого клуба – имущество обратно забрать не можешь. Оно становится собственностью этого ООО, – рассказывает председатель кооператива «Ладожец» Вячеслав Федяшкин.
Телеканалу «78» удалось попасть на закрытую территорию водно-моторного клуба, чтобы задать вопросы. Руководство клуба было не многословно. Акваторию они, оказывается, взяли в аренду по договору водопользования для нужд спортсменов. Обошлось недорого – всего 167 рублей и 85 копеек в год. А территорию, которую садоводы называют пристанью с рундуками, лагуной и лодками – на самом деле нужно называть иначе – садовой участок. Правда, слегка подтопленный.
Вместо интервью нам показали бумагу из Министерства природных ресурсов и экологии. В ней черным по белому – по данному кадастровому адресу никакого котлована с водой не числится. А то, что садовый участок, пусть и слегка подтопленный, теперь чья-та собственность – так это, говорят спортсмены – вопросы к председателю садового товарищества.
– Мне нечего комментировать – там самостоятельная организация, со своим расчетным счетом, которая проводит собрания и принимает решения. Без участия СНТ «Ладога» Московского района. Как я могу что-то продать? Это самостоятельная организация, имеющая свой расчетный счет, не имеющая к садоводству никакого отношения, – заверяет председатель СНТ «Ладожец» Александр Соловьев.
Чтобы расставить все по своим местам и понять, как так вышло – что общественная пристань теперь формально чей-то огород, мы обратились к тем, кто ставил подпись на договоре водопользования. Во время проверки инспекторы наверняка должны были видеть и лодки, и забор.
В Невско-Ладожском водном управлении заявили – все логично – обособленного котлована с водой нет, потому что вода проточная – стало быть, это не озеро или пруд, а часть Ладоги. А как называется суша вокруг этой воды – чей-то участок или дикие берега – чиновников не интересует. Тем более что акватория появилась в далекие 70-е.
– Понимаете, был частный участок земли. На нем когда-то провели какие-то определенные действия. Изменили дно и берега Новоладожского канала, к которому этот участок примыкал. От этого земельный участок, конечно, уменьшился, но Новоладожский канал принял вот такую причудливую форму, как сейчас, – поясняет и. о. руководителя Невско-Ладожского бассейно-водного управления Федерального агентства водных ресурсов Анна Кузнецова.
Местные жители написали письмо в Генеральную прокуратуру. Говорят, может хотя бы там разберутся в причудливых формах местности. Ведь странные природные метаморфозы могут коснуться не только пристани. У некоторых построены дома прямо на берегу Новоладожского канала.