Общество
19:4420 октября 2017

Анти-велосипедизация Петербурга: Почему горожане отказываются от двухколесного транспорта

Журналисты 78.ru попытались разобраться, что мешает развиваться велосипедному движению в Северной столице и стать ей Амстердамом.
Фото: flickr

Как известно, в нашей стране строгость закона обычно нивелируется необязательностью его исполнения. Одно распоряжение можно перекрыть другим – совершенно противоположным, а потом и вовсе выпустить какой-нибудь закрытый циркуляр, запрещающий все предыдущие документы. Любой из нас знает: при общении с чиновниками иногда глупо ссылаться на закон – вам всегда могут предъявить какое-нибудь «особое дополнение», которое уничтожит все ваши доводы.

Возьмем, например, развитие велосипедного движения в Петербурге. На каждом углу городские начальники ратуют за здоровый образ жизни и призываю горожан пересесть с грохочущих дизельно-бензиновых «колесниц» на экологичные и тихие велосипеды. Энтузиасты на эти призывы ведутся и даже пытаются помочь – например, пробуют устраивать велофестивали. Иллюзии начинают рушиться сразу.

— Для того, чтобы прокатиться по городу, нужно заранее в четко установленной форме предоставить городским властям маршрут и начать все согласования, — отмечает организатор велофестиваля Михаил Зарубин. — Если это делать за два месяца, боюсь, в сегодняшней ситуации при инфраструктуре, переполненной машинами и пробками, в нашем городе это невозможно. Делать это нужно за полгода, как минимум.

Примерно так недавно поступили и устроители ретро-велопробега «Твид Ран» — красивого костюмированного мероприятия, которое проводится в Петербурге последние пять лет. Собрали документы, разослали прошения по соответствующим комитетам Смольного и стали ждать одобрения. Невероятно, но не отказал никто. Даже самый строгий и придирчивый комитет — законности и правопорядка. Велосипедисты стали уже примерять свои твидовые наряды и готовить ретровеломашины. Но….

— Мероприятие было анонсировано в городе заранее на всех новостных площадках, на сайтах, в СМИ и везде, где только это было возможно, но в последний момент, буквально, в последний день сообщили том, что мероприятие отменяется, — сетует велосипедист Вячеслав Потехин.

Оказалось, что причиной отказа стало письмо из управления ГИБДД по Петербургу и области за подписью замначальника Семенова. В трехстраничном циркуляре старательно перечислялись несколько десятков статей закона и всевозможных ГОСТов. Каждый из них настоятельно рекомендовалось соблюсти. Формально подкопаться к требованиям чиновника невозможно. Равно как и выполнить их в оставшийся до пробега срок. Это, кстати, обычная тактика чиновников — выписать циркуляр буквально накануне события. Организаторы почти всех веломероприятий постоянно с ней сталкиваются.

— Выдвигались требования вдоль всего маршрута, а наши маршруты достигают десятки километров, перекрыть все пересечения гружеными автомобилями, самосвалами, — говорит организатор клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич. — Наверное, это надо было сделать, чтобы никто не смог выскочить.

За все это, конечно, надо платить — по самым скромным подсчетам 2-3 млн рублей. Учитывая, что организаторы все делают за свой счет, то сумма эта — неподъемная. На это видимо и расчет — мол, не можете выполнить законных требований — извините. Но чаще причины отказа гораздо более прозаичные.

— Года три назад мы пытались согласовать с ГИБДД наш пробег, ни в какую не соглашались стражи порядка, — добавляет Илья Гуревич. — Офицер, уставший от нас всех, говорит в итоге, что ничего против нас не имеет, но он и его коллеги любят в выходные ездить на рыбалку, а из-за нас больше 100 человек личного состава должны выйти на работу.

Есть и обратная стороны тусклой петербургской велосипедной медали. Мероприятия, организуемые не энтузиастами, а, допустим, городской администрацией или по звонку из Москвы, особых препонов не встречают. Вот, прошел в сентябре при поддержке Смольного «Парад альтернативного транспорта». Никаких водоналивных конструкций или блокирующих подъезды грузовиков и в помине не было. А на прошлой неделе по центру и главным городским магистралям в сопровождении полиции гоняли байкеры. У «Твидового велопроезда» покровителей в городской администрации не нашлось. Поэтому судьбу мероприятия решило всего одно рекомендательное письмо от ГИБДДшного чиновника. Наверное, ему тоже надо было на рыбалку.


Видео: 78.ru

— Здесь просто очень много разных людей. Каждый из них имеет свое мнение и отвечает за свою часть, — говорит координатор общественного проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга» Дарья Табачникова. — В Москве немножко проще. Там есть комиссия по мероприятиям, где сразу присутствуют все органы власти. Они сразу высказывают замечания, озвучивают предложения, и таким образом можно, по крайней мере, быть уверенным в том, что мероприятие состоится.

В Петербурге об этом и не мечтают. Кстати, есть еще одна нелепая деталь в истории с так называемым «овелосипедиванием» Петербурга. Минувшим летом для любителей двухколесного транспорта в городе построили 40 километров дорожек. Ездить по ним можно — но только если не мешают припаркованные машины. Это — нарушение правил, но ГИБДД за него автомобилистов не штрафует. И вот почему. Оказывается, официально велодорожки еще не сданы – не подписаны какие-то там акты, счета, формуляры. И когда подпишут — неизвестно.

Транспорт Парковки
Новости партнеров