Все смешалось в доме Арнтгольда. За более чем столетнюю историю стены этого памятника модерна не сотрясали такие скандалы. В одночасье дом лишился дореволюционных витражей. За несколько дней рабочие заменили их на обычные стеклопакеты. Варварство – говорят одни, практичность – отвечают другие.
– Раньше здесь стояли расхлестанные, разбитые окна, разные. И невозможно было отремонтировать их. Жить невозможно, грязища света никакого, – считает житель дома Борис Гудков.
Управляющий ТСЖ уверяет – решение о замене приняли жители дома. Да – витражи, да – старинные, но сквозняки зимой якобы сдували с ног жителей, и собственники из личного кармана отапливали в подъезде воздух. Впрочем, есть и иная точка зрения. И звучит она более убедительно.
– Они были основательные такие, нельзя сказать, что они были трухлявые какие-то. Ну, можно было поработать над ними, чтобы их сохранить, – считает жительница дома Вера Белкина.
Монтажная пена на стеклопакетах застыла, не остыли только разговоры на повышенных тонах..
– Существует законодательство, которое говорит, что надо сохранять энергию и тепло – вот это и есть закон! Одно дело жить в современном доме, другое – в новом. И действительно, что важнее – предметы старины или вот это вот??? – возмущаются участники спора.
Едва ли те, кто принимал решение варварски вырвать витражи, знали, что доходный дом Арнтгольда – архитектурный памятник, построенный на стыке модерна и неоклассицизма в 1911 году. Единственный в своем роде в Петербурге, и витраж – отнюдь не декоративная мелочь.
Кажется, еще немного – и дом окончательно потеряет свою индивидуальность. Уникальный стиль дома теперь можно проследить разве что по перилам и лестничным решеткам. Плавные, пластичные, почти неземное линии – все это было присуще всем работам архитектора Шауба.
Только по счастливой случайности, витражи не выкинули. Сейчас они лежат в подвале этого же дома. Вполне хорошо сохранившиеся. Специалисты говорят, старинное узорчатое стекло и современный пластик – вполне могут уживаться.
– Хороший пример – на Мытнинской улице. Витражи были вытащены – стеклопакеты поставлены, утеплены, а витражи вернулись на место, – рассказывает создатель авторских экскурсий по модерну в Санкт-Петербурге Федор Грибков.
Пока одни с корнем вырывают витражи, другие – всеми силами пытаются сохранить исторические корни. В этом доме на Мойке когда-то был клуб царскосельских лицеистов, жители этим гордятся и делают все, чтобы сохранить его впервозданном виде. Проблем, конечно, хватает, но справляться получается.
– Трудно очень трудно, много трудоемких деталей, и очень многонекомпентентных специалистов по реставрации. Они может быть по теплу, по электронэнергии, но не по реставрации, – считает председатель ТСЖ дома на набережной Мойки Анастасия Морозова.
Тем временем, комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников готовит обращение в суд, чтобы вернуть витражи в доме Арнтгольда на прежнее место. К сожалению, это единственный способ сохранить историческое «лицо» дома.