Удивительная история Веры Комиссаржевской началась еще до рождения актрисы – с запретного романа ее родителей. А они нарушили все законы приличного общества, чтобы быть вместе. Будущий отец Веры, Федор Комиссаржевский, был известным оперным певцом – он служил в Мариинском театре, и сердца благородных юных зрительниц, наверняка, не раз поражал его тенор.
Артист был приглашен обучать пению генеральскую дочку Марию Шульгину. Девушка моментально влюбилась в певца и, прекрасно понимая, что отец, командир Преображенского полка, не одобрит ее выбор, тайно обвенчалась с учителем в Царском Селе. После этого девушка вернулась к отцу, и Шульгину ничего не оставалось, кроме как благословить молодых.
Семейная драма, случившаяся, когда Вере было всего 17 лет, наложила отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь и творчество. Мария Николаевна родила Комиссаржевскому трех дочерей – Веру, Надежду и Ольгу, а после смерти отца купила имение, где поселилась вся семья.
Но все это ловеласу из Мариинского театра стало уже неинтересно. На гастролях артист закрутил роман с литовской княжной Курцевич, и княжна вскоре забеременела. Родился сын.
С женой Комиссаржевский решил порвать просто – прислав письмо. Мария Николаевна повела себя удивительно благородно: она не стала препятствовать разрыву и, более того, взяла на себя все расходы по бракоразводному процессу.
Развод в XIX веке был дорогим «удовольствием», и матери Веры пришлось продать имение, чтобы покрыть все траты. Четыре женщины после предательства мужа и отца остались ни с чем.
Юная Вера влюбилась в светского льва – художника Владимира Муравьева. Граф Муравьев, признанный красавец, был также известным ловеласом, ничуть не уступавшим в этом искусстве отцу Верочки Федору Петровичу. Об этом был осведомлен и сам Комиссаржевский. Он даже пытался расстроить брак дочери, пытался убедить ее одуматься, но не смог.
Комиссаржевская вышла замуж за Муравьева в 1883 году. Брак не задался сразу: молодые регулярно скандалили. Граф быстро отдалился от жены, и разговоры об искусстве, которые так обожала Верочка, скоро прекратились. Попытки Комиссаржевской возобновить беседы о высоком Муравьев прерывал довольно грубо, указывая ей на «женское место»: «Что ты понимаешь в искусстве? Наводи красоту в гостиной!»
За ссорами последовали и измены. Но самый страшный удар был нанесен с неожиданной стороны. Муравьев соблазнил сестру Веры Надю, и та забеременела.
Комиссаржевская повторила благородный поступок матери – все расходы, связанные с разрывом брака, она взяла на себя. Впрочем, сам Муравьев не хотел развода – он просил у Веры прощения и пытался откреститься от ее беременной сестры. Но Комиссаржевская не поддалась на уговоры.
После развода душевные силы все же покинули девушку. От горя Вера решила свести счеты с жизнью и попыталась отравиться. К счастью, довести самоубийство до конца она не смогла. Однако после этого случая будущая актриса оказалась в психиатрической клинике.
Врачи поставили диагноз – «острое помешательство». В больнице Вера провела около месяца, за который все же пришла в себя. Но осознание реальности принесло ей мало радости. После «острого помешательства» у девушки началась глубокая депрессия и апатия. Справиться с ними ей помогла только ее младшая сестра Ольга.
Слава отца, тенора Мариинки, не давала Вере покоя с детства. До разрыва родителей она не раз бывала за кулисами и тоже мечтала блистать на сцене. После развода с мужем Вера решила вернуться к мечте и стала брать уроки актерского мастерства у известного актера Владимира Давыдова.
Деньги на уроки собирали по добрым знакомым. А в конце 1890 года Вера приехала в Москву, в гости к отцу – и здесь неожиданно состоялся ее дебют в театре. Талант отца в этот раз сослужил дочери службу: среди учеников Федора Комиссаржевского был и великий режиссер, реформатор театра Константин Станиславский.
В тот год Станиславский ставил спектакль в столичном Охотничьем клубе, и одна из актрис приболела. Заменить ее предложили Вере, и 13 декабря она вышла на сцену в постановке Станиславского.
Затем режиссер предложил Комиссаржевской роль Бетси в пьесе Толстого «Плоды просвещения». После этой роли молодую актрису заметили, и началась ее актерская карьера. Сначала – в Новочеркасске и Вильно, а с 1986 года – в Александринском театре Петербурга.
В начале XX века Комиссаржевская решила осуществить свою мечту – открыть собственный театр. Но разведенной актрисе, которая, к тому же, содержала больную мать и младшую сестру, найти крупную сумму денег было непросто. К делу Комиссаржевская подошла основательно: два года актриса гастролировала по провинции, чтобы на вырученные деньги открыть собственный театр.
Драматический театр Комиссаржевской открылся 15 сентября 1904 года в здании современного «Пассажа». Первое время с постановками помогал отец, Федор Петрович. Но дело шло нелегко, и через два года Вера пригласила в театр нового режиссера – молодого ученика Станиславского Всеволода Мейерхольда.
Но ни Мейерхольд, ни приглашенный вслед за ним поэт Валерий Брюсов не оправдали надежд хозяйки театра. Да и уживаться на одной площадке таким талантам оказалось сложно. В 1909 году Комиссаржевская покинула собственный театр, чтобы осуществить новую мечту – открыть школу искусств.
Семейная драма молодости оставила после себя колоссальный шрам, и личная жизнь Комиссаржевской так никогда и не сложилась. Но мужчины в ее судьбе, разумеется, были – и самые яркие.
Еще в Александринском театре Вера познакомилась с Чеховым и, по воспоминаниям современников, без памяти в него влюбилась. Писатель отвечал ее взаимностью, но ничего из этого романа не вышло. Однажды, приехав в Гурзуф, она пригласила к себе Антона Павловича письмом – но приехал он не один, а с сестрой Марией.
Позже сам писатель говорил, что их отношения с Комиссаржевской были сплошным недоразумением.
Между тем, был человек, влюбленный в актрису и готовый на ней жениться – порядочный и состоятельный. Речь о дипломате, историке и писателе Сергее Татищеве.
Татищев происходил из уважаемого дворянского рода, учился в Сорбонне и уже в 21 год работал секретарем в российском консульстве в Италии. Он издал фундаментальную биографию Александра II, вел политическую колонку в «Русском вестнике» и написал по заданию Витте одну из первых аналитических работ о терроризме. А еще – был влюблен в великую актрису.
Дипломат сделал Комиссаржевской предложение, но она ему отказала. Вера заявила, что полностью принадлежит лишь искусству, и так будет всегда.
Впрочем, сама она долгое время была влюблена в молодого актера. Николай Ходотов был младше Комиссаржевской на 14 лет, но это не помешало роману. После их разрыва историкам осталось богатое «наследство» – около 400 писем. Впрочем, этому богатству Ходотов нашел применение сам: особо удачные места из переписки он использовал при сочинении пьес.