Общество
13:3717 октября 2017

Немолельный образ: Зачем подмосковный бизнесмен пытается забрать икону у Русского музея

Скандал вокруг иконы «Ангел Златые власы» вспыхнул ярко, горел недолго и затух быстро. Но не до конца – тление еще продолжается.
Фото: 78.ru

Две недели громкий Государственный Русский музей сотрясает скандал. Православный бизнесмен Сергей Шмаков обратился к руководству музея с предложением: перенести самый ценный экспонат коллекции – икону «Ангел Златые власы» – в церковь Михайловского замка. Для совершения богослужений.

Предпринимателя горячо поддержало Министерство культуры и рекомендовало, так сказать, «в ближайшие сроки осуществить». Операцию хотели провернуть тихо-мирно, но сотрудники музея обо всем узнали и устроили форменный бунт. Дело в том, что несколько лет назад, по приказу Минкульта, одну древнюю и очень ценную икону из Русского музея уже изъяли и господину Шмакову на «временное хранение» передали. А тот ее до сих пор не вернул. Теперь пришел за следующей и с той же формулировкой – «на религиозные нужды».

Любопытно, что в операции передачи иконы внешне нет ничего незаконного. Все музеи подчиняются Министерству культуры, и его чиновники сами могут решать, где какой конкретный экспонат будет выставлено: можно в залах Русского музея, а можно у Шмакова дома. Но второй раз фокус с изъятием иконы с петербургскими музейщиками провернуть не удалось. Дело в том, что образ златовласого ангела – знаковый для главной петербургской коллекции русского искусства. Он находится в Русском музее с 1934 года и за это время покидал наш город всего дважды – во время блокады Ленинграда и ради выставки византийского искусства в нью-йоркском музее Метрополитен. Все остальное время она находится на экспозиции – в специальном киоте. Перемещать и вообще как-то волновать ее не рекомендовано.

Тревожное письмо

Началось все с письма. Его автор – руководитель департамента культурного наследия Министерства культуры – обращается к директору Русского музея с деликатным предложением: «В связи с обращением благотворительного фонда «Иваново дело» с просьбой оказать содействие в организации выставки иконы «Ангел Златые власы» в домовой церкви Михайловского замка просим представить информацию о возможности или невозможности экспонирования музейных предметов в данной церкви».

Поводом для перемещения бесценного экспоната в церковь благотворители назвали невозможность совершать религиозные обряды в зале. Светский музей, по их мнению, не подходит для духовных практик.


Ценнейший экспонат

«Ангел Златые Власы» – древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея. Датируется второй половиной 12 века. Специалисты относят ее к Новгородской школе иконописи. Отличительная особенность иконографии – волосы ангела выполнены сусальным золотом, от чего образ и получил свое название.

На древнерусский памятник, считают в музее, уже давно положил глаз москвич Сергей Шмаков – попечитель фонда «Иваново дело». А попутно – крупный игрок на строительном рынке, бывший мотогонщик и выпускник американской академии менеджмента.

В Русском музее господина Шмакова поминают недобрым словом – в 2009 году он уже вывез отсюда, якобы на выставку, Торопецкую икону Божьей матери – один из символов коллекции. И не вернул. Бесценный образ, как и хотел меценат, поместили в церковь при элитном коттеджном поселке в Подмосковье, где, кстати, проживает сам бизнесмен. Любопытно, что все бумаги на передачу иконы в Минкульте оформили за пару часов. Тогда как подготовка любой выставки занимает по несколько месяцев

В Петербурге свой экспонат больше не ждут – Министерство культуры позже сняло Торопецкую икону с баланса Русского музея и, таким образом, фактически закрепило ее пребывание в частных владениях Шмакова.

– У него эта идея об иконе «Ангел Златые власы», на самом деле, возникла не сейчас – она возникла, видимо, еще в то время, когда мы перемещали иконы Богоматери Одигитрии, поэтому в Русский музей уже поступали письма – как оказывается с тех пор…. И вот теперь была предпринята такая окончательная попытка, – считает заведующая отделом древнерусского искусства Русского музея Ирина Соловьева.

Шмаков и его компания предложили несколько раз в год выносить «Ангела Златые власы» из Русского музея в Инженерный замок – для участия в молебнах. Ради этого благотворитель даже обещать выделить целых 4 млн рублей на реставрацию дворцовой церкви. По мнению экспертов, сумма эта ничтожна и за эти деньги в церкви можно будет только покрасить обшарпанные стены.

Немолельный образ

То, что Инженерный замок никакого отношения к «Ангелу Златые власы» не имеет, православного бизнесмена не смущает. Равно как и то, что молиться на этот образ, по всем канонам, просто-напросто нельзя. Дело в том, что эта икона некогда была лишь фрагментом большой композиции – так называемого «деисусного ряда». Ангел изображен смотрящим в сторону – предположительно, на Спасителя. Это значит, что образ это «немолельный»: проводить службы, исполнять обряды или прикладываться к нему для верующих – бессмысленно.

Кстати, «Ангел Златые власы» никогда не изымался ни из какой церкви – тут любые спекуляции на ему исторической справедливости неуместны. Икону в 1864 году нашли в Рухлядной кладовой при Ивановской колокольне Московского Кремля.

– Это было место, куда складывали все ветхие и ненужные в употреблении или вышедшие из употребления моленные образы, литургическая утварь. Это было, если говорить простым языком – хранилище вещей для уничтожения, – говорит ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея Ирина Шалина.

Где находилась икона с 12 века до момента своего обнаружения – неизвестно. Поэтому имущественные права на нее предъявить никто не может. Так что, если и возвращать ее, то только обратно – в рухлядную Ивановской колокольни.

– Когда речь идет о таких выдающихся экспонатах – нужна какая-то невероятная причина, чтобы музей принял решение о перемещении иконы в то или иное помещение, – говорит Ирина Шалина.

Икона как бесплатная реклама

Возможно, интерес к самому ценному экспонату Русского музея продиктован вовсе не духовными, а вполне земными потребностями. Например, рекламой строительного объекта – коттеджного поселка «Княжье озеро». Туда, где сейчас якобы «экспонируется» вывезенная восемь лет назад из Русского музея Торопецкая икона. Каждое поместье, иначе и не назовешь эти вычурные замки, стоит, как минимум, несколько десятков миллионов рублей.

Все они возведены компанией, принадлежащей господину Шмакову. Продажи жилья категории «Люкс» в последнее время стала заметно просели. Нужны новые инвестиции. А туристы и паломники – всегда свежий приток потенциальных покупателей.

– В полном отчаянии и полные дурных предчувствий мы написали письмо в прокуратуру нашего города с просьбой разобраться в том, какие на самом деле мотивы и движущие силы стоят за этим странным предложением и удивительной ситуацией, еще совсем недавно нам казавшейся невозможной, – говорит старший научный сотрудник Русского музея Ирина Сосновцева.

На эти и другие вопросы из Петербурга ни бизнесмен, ни его представители журналистам отвечать не стали. Впрочем, специфическое отношение к богатствам музеев и старание их перемещать – объясняет философия самого Сергея Шмакова. Он ею охотно делится на тематических ресурсах.

– Написано все в Ветхом Завете. Отдай десятину. Что это значит? Собрал десять яблок – отдай одно мальчишке или девчонке, которые идут по улице. Десятина – это если есть – отдаешь сразу, – говорит в одном из интервью попечитель фонда «Иваново Дело» Сергей Шмаков.

Похоже, что механизм, с помощью которого можно забрать сразу и почти, что угодно из музея – разработан и опробован. Называется – «аренда в религиозных целях». Правда, после того, как письмо с подписью 200 музейных работников оказалось в прокуратуре, фонд почему-то потерял интерес к иконе. Может – взял паузу, а может – обратил свои взоры к другим, не менее ценным, памятникам древнерусского искусства. В Пскове, Новгороде или по городам Золотого кольца.

МузеиСкандалы
Новости партнеров