Общество
18:0416 октября 2017

Как платные парковки вгоняют Петербург в долги

В Смольном так и не научились зарабатывать на платных парковках, но при этом наращивают расходы профильной организации. На фоне ряда неэффективных проектов городских властей долговая нагрузка на бюджет продолжает расти.
Фото: gov.spb.ru

Мартышкин труд за городской счет

Смольный увеличивает расходы на «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга». Эта организация появилась два с лишним года назад, чтобы развивать зону платной парковки в историческом центре. Также в ее ведение попали перехватывающие и другие городские автостоянки. В 2017 году центру выделили 348 млн рублей. Как следует из проекта бюджета, в 2018 году расходы вырастут до 367 млн, а к 2020-му году – до 408. Однако в комитете по развитию транспортной инфраструктуры этого показалось мало. Там попросили добавить на содержание организации на следующий год еще 320 млн.

Эти средства, в частности, пойдут на зарплаты сотрудников. В настоящий момент в штате центра 300 человек. При этом у Контрольно-счетной палаты Петербурга возникло много вопросов по поводу эффективности работы центра. Там же считают, что «фактически» из 300 человек работают только 250.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

А некоторые аспекты деятельности организации и вовсе напоминают басню Ивана Крылова о мартышкином труде. Например, как отмечают в КРТИ, центр усердно фиксирует все нарушения в зоне платной парковки. Однако выписать штраф нарушителям город не может. При этом срок давности по подобным правонарушениям составляет два месяца. Другими словами, уже два года вся эта работа ведется впустую. Но при этом оплачивается из городского бюджета.

Хотели как в Москве, вышло как на «Зенит-Арене»

Пилотная зона платных парковок заработала в Петербурге в 2015 году. Идею подсмотрели в Москве. Недавно в столице отчитались, что за пять лет заработали 13 млрд, но потратили еще больше. Там подчеркивают, что основная цель проекта – не заработок, а комфорт горожан. Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин два года назад был настроен куда более оптимистично.

Игорь Албин открывает пилотную зону платной парковки в Петербурге. Фото: gov.spb.ru
Игорь Албин открывает пилотную зону платной парковки в Петербурге. Фото: gov.spb.ru

- В год пилотная платная парковочная зона будет приносить нам порядка 450 млн рублей на основе существующих тарифов. В этом году сборы составят порядка 145 млн рублей. По поручению губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко мы направим эти средства на благоустройство общественных пространств города, - заявил чиновник.

Расходы на организацию пилотной зоны составили порядка 300 млн рублей. Она появилась на 27 улицах в Центральном районе, ограниченных Невским и Лиговским проспектами, Кирочной улицей и набережной Фонтанки. Еще более 300 млн ежегодно съедает центр управления парковками.

Фото: krti.gov.spb.ru
Фото: krti.gov.spb.ru

Значительная часть этих средств расходуется на обслуживание инфраструктуры парковочного пространства. В будущем эта сумма может существенно вырасти.

Недавно в городе подвели двухлетние итоги реализации проекта. За это время удалось заработать 217 млн рублей. Другими словами, не окупились даже усилия по запуску системы.

Не хочешь – не плати

В отличие от Москвы петербуржцы крайне неохотно оплачивают парковку. По подсчетам КРТИ, это делают только 13% самых законопослушных водителей. А оштрафовать нарушителей город не может. После запуска столичного проекта возникли вопросы по поводу правомерности передачи личных данных водителей от ГИБДД к чиновникам. В УМВД по Петербургу и Ленобласти рисковать не стали. При этом коллизия почему-то обнаружилась уже после того, как парковка начала работать. С тех пор уже два года Смольный безуспешно пытается решить вопрос с исправлением федерального законодательства, но воз и ныне там.

В КРТИ отмечают, что горожане задолжали городу уже миллиард рублей. Это сумма накопившихся штрафов. Но с учетом срока давности это эфемерная сумма, которая важна лишь для самых отчаянных любителей статистики.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

- Создание платного парковочного пространства не ставит цели извлечение прибыли. Цель – разгрузить центр. И эта цель была достигнута, - так двухлетние итоги прокомментировал глава комитета Сергей Харлашкин.

Но, во-первых, если извлечение прибыли не было целью, зачем тогда об этой цели при запуске проекта говорил Игорь Албин? Во-вторых, если в платной зоне траффик и упал, как отмечают в Смольном, то на приграничной с ним территории автомобилисты напротив отмечают рост ажиотажа.

На самом деле и попытка разгрузить центр пока с треском проваливается. Она бы удалась, если бы проект реализовывали на более значительной территории. Так изначально и планировалось. За несколько лет платные паркинги должны были появиться на нескольких сотнях улиц в Адмиралтейском, Центральном, Петроградском и Василеостровском районах.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

Но в итоге наполеоновские планы пришлось свернуть. В новом бюджете затраты на расширение зоны платной парковки также отсутствуют. Но уже существующий неэффективный проект все равно продолжат обслуживать.

Паркуем в долг

Отметим, что это далеко не единственная расходная статья бюджета на 2018 год, которая вызывает вопросы. 4,1 млрд город потратит на компенсацию недополученных доходов инвестору ЗСД. Многие депутаты считают договор кабальным и требуют его разорвать. Также до 38 млрд вырастет субсидия городским перевозчикам на оплату проезда пассажиров. Ее платят, чтобы сдержать рост тарифов и компенсировать обслуживание льготников. За шесть лет субсидия выросла в четыре раза, но это почему-то не остановило увеличения стоимости проезда – он за тот же срок подскочил почти в два раза.

Расходы по ряду статей напротив сокращаются. В частности, на полмиллиарда рублей меньше будет потрачено в рамках программы капитального ремонта жилых домов.

Фото: fkr-spb.ru
Фото: fkr-spb.ru

То есть, кто-то долгожданных рабочих в 2018-м году в итоге не дождется. Субсидии также могут лишиться несколько городских спортивных клубов с богатой историей. Некоторым из них это грозит изчезновением.

При этом Петербург начинает накапливать долги. Как отметил на последнем заседании городского правительства глава комитета финансов Алексей Корабельников, уже в ноябре расходы города впервые превысят доходы. Смольный рассматривает возможность разместить облигации на сумму до 55 млрд рублей. В следующем году на обслуживание внутреннего долга в бюджете заложено 5,1 млрд. Согласно главному финансовому документу города, в 2019 году эта сумма вырастет уже до 10,1 млрд, а в 2020 – до 13,5 млрд.

СмольныйБюджетТранспорт
Новости партнеров