Говорят, на детях гениев природа отдыхает. Это правило точно не действует в случае Алексея Германа-младшего. Самый молодой обладатель серебряного венецианского льва в этом тысячелетии и двукратный номинант на его золотого старшего брата пришел к нам в гости, чтобы рассказать о новом байопике про Сергея Довлатова и своем отношении к профессии режиссера.
Когда нам ждать картину Довлатов?
Она выйдет в 2018 году. Конкретнее пока не скажу, мы можем предположить, что она выйдет в первой половине года.
То есть она уже готова?
Почти готова. Мы все время доделываем звук. Исправляем мелкие технические вещи. У нас много иностранных актеров, было большое озвучание, поэтому все время вылезают помарки.
Уже были предпоказы, после которых фильм получил хорошие отзывы, верно?
Мы показали фильм в незаконченной версии, которая была без титров и с неправильным звуком. Отзывы прекрасные у всех.
Вы позвали только друзей?
Были разные люди: и друзья и не друзья. Отзывы по неготовой картине (потому что готовая нигде не показывалась) хорошие.
Довлатова играет сербский артист Милан Марич, как так получилось, что вы выбрали именно его на эту роль?
Во-первых, он похож на мужика. Во-вторых, он похож на Довлатова. В-третьих, он очень обаятельное существо. В-четвертых, он внутренне тонкий, замечательный, выдающийся артист. В России мы не нашли сочетания таланта, похожести, энергии и попадания в возраст. У нас в принципе большинство актеров внутренне – бабы, а Довлатов – не баба. Довлатов – мужчина, в которого влюблялись женщины трагический, тяжелый, сложный, разный, но с каким-то стержнем. Было достаточно сложно найти подходящего актера.
Время действия картины 1971 год. Почему вы выбрали именно этот момент?
Потому что Бродский еще не уехал. Потому что они еще молодые совсем, что, мне кажется, интереснее. Мы их знаем постарше, когда они уже тяжелые, Довлатов бородатый и с другими глазами. В 1971 году Довлатов еще не уехал, поэтому, это такой последний всплеск молодости и юности прежде, чем люди начали разъезжаться и компании распадаться.
Вы раньше говорили, что взялись за Довлатова, потому что снимать больше не про кого. Потому что уже снимают про Цоя, про Высоцкого, про таких ярких героев времени. Это потому что сценариев нет, или почему вы взялись за Довлатова?
Нет, дело не в этом. В какой-то момент, мне пришло письмо от Екатерины дочки Довлатова Екатерины, которая посмотрела один из моих художественных опусов. Она сказала, что они с семьей были бы очень рады, если бы я взялся за экранизацию прозы ее отца.
То есть они вам предложили сами?
Да. Потом я работал над другой картиной, потом Говорухин снял свой фильм. («Конец прекрасной эпохи»). В какой-то момент я предложил Кате снять выдуманный кусочек биографии ее отца и с реальными элементами, и с нереальными элементами. Она удивилась, но согласилась.
Вы с Екатериной виделись?
Много раз. Мы дружим.
То есть вы знаете ее мнение о Дне Д, о том, что много людей пришло в прошлом году, об установке памятника. Они ожидали, что здесь будет так?
Не все мнения я могу озвучить, не про все события. Конечно, это для них было трогательно и пронзительно, когда поставили памятник. Я не уверен, что условный парад фокстерьеров – наиболее тонкая и значительная вещь в молодой культуре. Мне кажется, я не могу за них говорить, но, мне кажется, что они тоже немного удивились. Но, конечно, и памятник, ведь хорош. Мне кажется, что они были очень рады, что приехали в прошлом году. В этом не приезжали, билеты не смогли оплатить.
Вы снимаете фильм про жившего на самом деле человека, не опасаетесь, что вам скажут, что все было не так, вы все выдумали и не хорошо снимать так?
Кто-то скажет, но наплевать, потому что у нас есть отзывы семьи. Мне не нравится, когда снимают байопики в тайне от родственников, мне кажется, это – хамство по отношению к ним. Кроме того, по тем людям, которые видели незавершенные версии картины, я не вижу ни одной опасности, что эта картина вызовет какое-то раздражение. Наоборот, мне кажется, этой картиной мы достигли умения совместить и кино достаточно тонко сделанное, и эмоции, и попасть в восприятие достаточно разных людей. Я, честно говоря, вообще не думаю, что будет какой-то негативный вал, а если будет, то сумасшедших много, зачем обращать на них внимание?
На какие фестивали вы собираетесь? Есть ли какой-то прицел у вас или у ваших продюсеров, куда ее отправить? В Венецию?
Нет. С Венецией непонятно, потому что она недавно прошла. В мире есть три фестиваля по большому счету: Каннский, Венецианский и Берлинский. Все остальное это так. Поэтому посмотрим, как там будет. Не знаю.
Венеция недавно прошла в этом году. В следующем вы должны как раз на нее попасть, если выпустите фильм, когда собираетесь.
Посмотрим. Фестиваль не является самоцелью. Когда появляются кинематографисты, которые говорят : «Мы собираемся на Каннский кинофестиваль! Мы собираемся на Берлинский кинофестиваль!», а сами едут на фестиваль в замечательный город Канск или в Гомель, это довольно смешно выглядит. Посмотрим: попадем на фестиваль – попадем, не попадем – не попадем.
Вы в одном из давних интервью сказали, что до момента, пока вы не начали заниматься кинорежиссурой, вы вообще непонятно чем занимались и в пустую тратили время. Вы до сих пор так считаете?
Я в принципе впустую трачу время, если не работаю. У меня нет никаких хобби, я читаю книжки только про вампиров и про инопланетян, спортом не занимаюсь, поэтому постоянно плохо себя чувствую. Я оживляюсь только когда занимаюсь непосредственными обязанностями. До того момента, когда я начал учиться на режиссера, я пытался освоить несколько профессий. Я очень хотел быть сценаристом, я пытался стать театроведом, но все это было не с той степенью энергии, которая мне нужна, поэтому как-то так получилось.
Теперь это заменяет и спорт, и остальные хобби?
Ну да, потому что эта профессия сама по себе очень адреналиновая, то есть тебе не надо никаких заменителей. Не бывает режиссеров, которые прыгают с парашютом или ползают по горам. Потому что сама профессия дает очень много допинга, может быть даже излишнего.
Раз уж мы начали с Довлатова, давайте им и закончим. Вы снимали короткий ролик для министерства культуры, рассказывая о том, как люди относятся к Довлатову. Расскажите о нем.
Мы пытались доказать чиновникам, что Довлатов – читаемый писатель, потому что у некоторых были сомнения. Мы сняли документальный фильм о том, как люди любят писателя. Однажды девушка вошла в бар и спросила у бармена: «Как вы относитесь к Довлатову?», а бармен сказал «Пойдемте со мной» и повел ее то ли в кухню, то ли в туалет. Она испугалась, но пошла. Когда он начал снимать штаны, она совсем растерялась. Оказалось, что у него во всю ногу татуировка с портретом Довлатова.
Вы рассказали об этом родным писателя?
Ну конечно.
И как они отнеслись?
Мне кажется, это симпатичная история. Как на нее надо реагировать? Хорошо, конечно.
С Алексеем Германом-младшим беседовал ведущий программы «Неспящие» Александр Малич.