Культура
16:4612 октября 2017

Станет ли Новая Голландия «проклятием» для домов в центре Петербурга

Власти Петербурга начали лишать охранного статуса исторические дома около Новой Голландии. Теперь они беззащитны перед фантазиями возможных девелоперов.
Новая Голландия. Фото: vk.com

Дома без защиты

Парк Новая Голландия изменил характер тихой ранее Коломны. Постепенно район становится точкой притяжения вложений для застройщиков. Эксперты высказывают мнение, что петербургские чиновники лишают окрестные исторические дома охранного статуса в угоду бизнесу. Как раз накануне на очередном заседании Совета по сохранению культурного наследия три выявленных объекта культурного наследия лишились защиты – все дома в районе Новой Голландии. Это дом Кранкенгагена (набережная Адмиралтейского канала, 17), дом Веретенниковой (Английский проспект, д. 3) и дом Блейхмана (набережная Адмиралтейского канала, 3).


Новая Голландия. Фото: vk.com
Новая Голландия. Фото: vk.com

У чиновников могут быть планы на эти территории, высказывает мнение член Совета по сохранению культурного наследия Александр Кононов. Новая Голландия становится сильным центром притяжения. Здесь весело, интересно и престижно. Можно предположить, что квартиры и офисы, которые будут выходить окнами на парк, через несколько лет станут золотыми.

– Я думаю, у Смольного есть планы на эти территории. Скорее всего, там хотят сделать из них кварталы, где возможна интенсивная реконструкция. Иначе трудно объяснить, почему из участка между Галерной и Адмиралтейским кварталом повально снимаются с охраны здания, включенные в перечень выявленных объектов культурного наследия. Такая плотность лишения статуса памятника наводит на подозрение. Кстати, большая часть отрицательных экспертиз, на основе которых дома лишаются охраны, была сделана не по заказу комитета по охране памятников (КГИОП), а именно комитета по строительству, – делиться мнением Александр Кононов.
Дом Блейхмана. Фото: citywalls.ru
Дом Блейхмана. Фото: citywalls.ru

От Проппера к Кранкенгагену

В основном эти здания выходят на обе стороны квартала, что позволяет использовать внутридворовые территории целиком по собственному усмотрению. За примером того, что может случиться, далеко ходить не надо. Не так давно в доме Проппера на Галерной, 40 снесли все дворовые корпуса под ноль, оставив только фасады на Галерную и Адмиралтейский канал.

Внутри построили новые объекты, уничтожив историческую среду. И все это за дорого продали. Такая участь вполне может постигнуть и дом Кранкенгагена, лишившегося охранного статуса.

– В этом доме уже выкуплено большинство квартир. Постепенно эти объекты перейдут в чью-то собственность. Но проблемой собственника для развития бизнеса стал бы охранный статус, от которого вчера избавились. Мне трудно поверить в случайность совпадения, что именно здесь в одном отдельно взятом месте по заказу комитета по строительству проведено большое количество экспертиз с отрицательным результатом, – думает Александр Кононов.

Затишье перед бурей?

– Сейчас у комитета по охране памятников позиция такова: если объект не обладает исключительными признаками памятника – богатейшими интерьерами и экстерьерами или значимой мемориальной ценностью – включать его в реестр памятников не нужно. За последние несколько лет эта тенденция стремительно выросла. Причем не только количественно, но и качественно – если раньше снимали с охраны объекты действительно сомнительные или утраченные (сгоревшие, например), то теперь это полноценные интересные дома в центре города. То, что произошло вчера – тому пример, – считает координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов.

Бум снятия с охраны выявленных объектов культурного наследия пришелся на 2016 год. Если в течение 15-ти лет до этого из ежегодно рассматриваемых памятников исключались лишь 2-3%, то в прошлом году из 150 исключили 50, то есть 33%. Сейчас, по определенным причинам, динамика варварского подхода к охране наследия резко снизилась.

Дом Кранкенгагена. Фото: citywalls.ru
Дом Кранкенгагена. Фото: citywalls.ru
– Сегодня мы наблюдаем затишье той ситуации, которая наблюдалась в прошлом году. Комитет по охране памятников вообще отменили тендер на проведение экспертиз за счет бюджетных средств (кстати, экспертные организации, выигрывавшие его, странным образом единодушно выносили отрицательные решения). Я думаю, это связано с сильным общественным резонансом. Кроме того, хочу обратить внимание, что ситуацией заинтересовалась не только общественность, но и правоохранители. Основным победителем тендеров от КГИОПа на экспертизы по историко-культурному наследию была «Ленпроектреставрация». Ее руководитель сейчас арестован, а органы разбираются с ним на предмет разных криминальных сюжетов, – рассказывает Александр Кононов.

Но эксперты говорят, что этот штиль может быть затишьем перед бурей. Сейчас Минкульт готовит законопроект, который позволит переводить (или не переводить объекты культурного наследия) в реестр охраняемых объектов без обязательной государственной историко-культурной экспертизы.

– Это будет своего рода черный ящик – КГИОП сам будет определять, что включать в реестр охраняемых культурно-исторических объектов, а что нет. Законопроект уже прошел общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу и сейчас готовится к внесению в Госдуму. Кстати, КГИОП приложил очень много сил к формированию этого законопроекта. Петербургские уши торчат там очень сильно. И та практика, которая сложилась в нашем городе, приобретет законные черты на федеральном уровне, – заключает Александр Кононов.
Новости партнеров