Прямой эфир

Бруно Фрейндлих и его роли: принц Датский, шут и просто отец

Маргарита Звягинцева
10 октября 2017, 20:23
10 октября 1909 года в Петербурге родился Бруно Фрейндлих – актёр, полвека отдавший Александринскому театру и «Ленфильму». Сейчас мы помним его как лишь отца Алисы Фрейндлих. Между тем, в середине ХХ века он был одним из самых ярких актёров города!
1507655766114

Потомок стеклодувов Его Величества

Предки Бруно и Алисы Фрейндлих перебрались в Петербург ещё при Петре I. Династия немецких стеклодувов покинула родные земли, чтобы развивать своё искусство в России по специальному указу русского царя. С тех пор Фрейндлихи живут в Северной столице, и фамилия этой семьи связана совсем с другим, столь же благородным ремеслом.

Однако хрупким стекольным искусством приглашённые Петром Фрейндлихи занимались вплоть до начала XX века. Продолжить традицию династии пытался и отец Бруно, дедушка Алисы Фрейндлих Артур. Однако стеклодува из него не вышло. Старинное искусство пришлось бросить в том числе и потому, что брат Бруно Артур отличался слабыми лёгкими, и находиться в доме, где делают изделия из стекла, было для него убийственно.

В роли Хлестакова. Фото: архив Александринского театра
В роли Хлестакова. Фото: архив Александринского театра

В начале XX века Артур Фрейндлих решил заняться бизнесом и открыл на Мойке магазин «Изящная обувь Фрейндлиха». Но смерть настигла начинающего предпринимателя раньше, чем успех в продажах: ровно сто лет назад, в 1917 году он скончался.

В доме на углу Мойки и Исаакиевской площади остались будущий великий актёр, его брат и сёстры. А в 1934 году здесь же, в самом сердце города родилась Алиса. Имя дочери, между прочим, Бруно выбрал сам – чтобы оно идеально сочеталось с отчеством. А вот мама мечтала назвать дочку Наташенькой.

Две семьи молодого Бруно

Будущий блестящий Гамлет и Хлестаков также не стал возрождать ремесло своих предков: он с юности тяготел к совсем другому виду искусства. Уже в 22 года Бруно помогал создавать Ленинградский колхозный ТРАМ – филиал современного «Балтийского дома». В этом театре Фрейндлих играл почти до начала Великой Отечественной войны.

Незадолго до ВОВ Бруно Артурович уехал в Ташкент – играть в местном театре Красной Армии. «Азиатские гастроли» спасли ему жизнь: в скором времени из Ленинграда стали депортировать горожан с немецким происхождением. Родной брат Фрейндлиха Артур, ради которого отец бросил ремесло стеклодува, был арестован и расстрелян вместе с женой.

Бруно Фрейндлих. Фото: архив Александринского театра
Бруно Фрейндлих. Фото: архив Александринского театра

У самой Алисы в свидетельстве о рождении было указано «русская». Её мать, жену Бруно Фрейндлиха, звали Ксенией Фёдоровной, и она была «простой псковской девушкой», приглянувшейся актёру из культурного Ленинграда во время поисков свежих талантов. Правда, прапрадед Ксении был родом из великого герцогства Мекленбург-Шверин, но в паспорте женщины этот интересный факт указан не был.

Алиса и Ксения Фёдоровна пережили блокаду в осаждённом городе, а вот Бруно Артурович нашёл в Ташкенте молодую жену. Она родила ему дочку Ирину, которая долгие годы и не подозревала, что у неё есть старшая сестра – вторая супруга актёра запрещала дочери и самому Фрейндлиху общаться с первой семьёй. Впрочем, это актёра не останавливало, и с любимой Алисой он встречался тайком.

Самый сильный Гамлет Ленинграда

В 1948 году в жизни Бруно началась самая длинная и самая насыщенная глава: он стал актёром Ленинградского театра драмы имени Пушкина, современного Александринского театра. Здесь Фрейндлих играл практически до конца своих дней – без малого полвека.

Гамлет в исполнении Бруно Артуровича, по воспоминаниям народного артиста Виктора Смирнова, был самым поразительным и сильным по подаче за всю историю театра. Возглас «Крыса!» безумного принца-Фрейндлиха заставлял вздрогнуть и замереть весь зрительный зал.

В роли Гамлета. Фото: архив Александринского театра
В роли Гамлета. Фото: архив Александринского театра

Примечательно, что юного датчанина Бруно играл в постановке режиссёра Григория Козинцева 1954 года. Через десять лет, в 1964 году именно Козинцев снял эпохальный фильм «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским, и Фрейндлих мечтал сыграть в киноленте Полония. Но режиссёр, снявший «Дон Кихота» и множество других великих фильмов, решил полностью сменить актёрский состав – и отказал блестящему актёру.

Хлыщ и шут – на сцене и в кино

Другой ярчайшей ролью Бруно Фрейндлиха стал гоголевский Хлестаков. Когда актёру выпало сыграть харизматичного хлыща, он долго отнекивался, повторяя: «Ну, какой я Хлестаков?!» Однако, несмотря на муки глубоко драматического актёра, роль ему далась прекрасно. Выйдя в первый раз на сцену на премьере «Ревизора», он оказался «совершенно счастлив».

В роли Хлестакова. Фото: архив Александринского театра
В роли Хлестакова. Фото: архив Александринского театра

Заслуженный и народный артист, обладатель орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, Фрейндлих сыграл в огромном количестве классических пьес, от Чехова до Островского, от Шекспира до Достоевского. Некоторые из его ярких театральных ролей перекочевали в кино. Например, шут Фесте из шекспировской «Двенадцатой ночи» легко перепрыгнул со сцены на плёнку. В фильме 1955 года Бруно Артурович сыграл вместе с Кларой Лучко, Василием Меркурьевым и целой плеядой популярных советских актёров.

Участник кинореволюции

«Экватор» прошлого века ознаменовался в Ленинграде революционным культурным событием: в 1950 году на «Ленфильме» вышел первый цветной полнометражный фильм. Первой картиной, выпущенной на большие экраны в цвете, стала кинолента «Мусоргский» режиссёра Григория Рошаля.

Кинолента произвела фурор не только среди советских зрителей. Художники Суворов и Векслер на IV-ом Международном кинофестивале в Каннах получили награду за лучшие декорации, а основные создатели фильма были удостоены Сталинской премии.

Фото: архив Александринского театра
Фото: архив Александринского театра

Главные роли в кинокартине сыграли самые блестящие актёры середины XX века. В роли одного из участников «Могучей кучки», композитора и профессора фортификации Цезаря Кюи выступил артист театра драмы имени Пушкина Бруно Фрейндлих.

Участие в революционном и долгожданном проекте стало для отца Алисы Фрейндлих вторым опытом съёмок в кино. За год до этого, в 1949 году Бруно Артурович сыграл лауреата Нобелевской премии, радиотехника Гульельмо Маркони в фильме «Александр Попов». За эту роль он сам был удостоен Сталинской премии – правда, получил её только через два года.

От «Кортика» до «Сталинграда»

С тех пор Фрейндлих стал истинной звездой советского кино. На счету Бруно Артуровича – более сорока кинокартин, телефильмов и сериалов. Среди них немало шедевров, с которыми знаком каждый русский человек.

Так, в 1954 году актёр сыграл в фильме «Кортик». Один из самых любимых фильмов советской детворы снимался в Северной столице, и действие, которое в повести Рыбакова разворачивается в Москве, перенесли в Петроград.

Через год Фрейндлих сыграл учителя Ивана Кораблёва в «Двух капитанах», а в 1957 году – герцога в картине «Дон Кихот» Григория Козинцева. За почти 93 года жизни актёр с блеском перевоплощался в самых разных героев, и для каждого этапа его жизни находились подходящие амплуа.

Фото: архив Александринского театра
Фото: архив Александринского театра

В 1977 году отец Алисы Фрейндлих сыграл Фёдора Колокольчикова в телефильме «Тимур и его команда». Этот фильм вряд ли забудется, пока живы дети, выросшие в СССР.

Последней киноработой Бруно Артуровича стала эпопея 1989 года «Сталинград» режиссёра Юрия Озерова. Восьмидесятилетний актёр сыграл маршала Шапошникова, выдающегося военного стратега сталинских времён.

А вот в Александринском театре Бруно Фрейндлих играл до последнего. Но одной из самых важных ролей актёра, по его собственному признанию, стала роль отца. Когда известность дочери затмила его собственную, артист ничуть не огорчился.

Бруно Фрейндлих был уверен: «Роль отца в жизни не сравнится ни с одной самой гениальной ролью».