Экономика
13:449 октября 2017

Смольный закрывает продовольственные рынки, фермеры мигрируют в интернет

Продуктовые развалы в Петербурге меняют на фуд-корты и фестивали. Стало известно, что запуск пилотного аукциона по Кузнечному готовят к ноябрю. Традиционные сельхозрынки рискуют превратиться в декорации для кафе и кулинарных мастер-классов.
Фото: torzhokmarket.ru

Где лучше покупать мясо – на рынке или в магазине? Шарик из Простоквашино говорил, что в магазине, «потому что там костей больше». В наши времена спутник дяди Федора наверняка дал бы другой ответ: «Лучше в гипермаркете. Продукты и там, и там с одной и той же базы, но в магазинах все чистое и новое, и в них можно заодно купить средство от блох». В конце концов пустеющие рыночные прилавки заметили даже в Смольном и решили, что пора срочно что-то менять. За образец решили взять Даниловский рынок в Москве, превратившийся в «гастрономическую мекку» из модных кафе и ресторанов. По информации «Ведомостей», пилотный аукцион по Кузнечному рынку планируется запустить уже в ноябре, при этом победитель должен выложить 295 млн рублей в модернизацию объекта. Но как с водой не выплеснуть и ребенка?

Всего городу принадлежат восемь продовольственных рынков. Их сдают в аренду. Операторы в 21 веке практически не менялись. В правительстве Петербурга решили не продлевать договора, а вместо этого изменить облик рыночных площадей и провести новые торги. Первыми в оборот попали Кузнечный, Мальцевский, Московский, Ломоносовский и Невский рынки, остальные на очереди. Летом устроили конкурс концепций для инвесторов. Различные компании предлагали свои идеи, как сделать сельхозрынки более привлекательными для современного петербуржца. Всего на пять рынков прислали 22 заявки. Идей громадье – от устройства шоу-площадки до открытия школы блогеров. Ими воспользуются, когда будут составлять договора с инвесторами. Теперь на очереди торги, в ходе которых определятся новые арендаторы. Они и будут приближать светлое рыночное будущее.

В июне Комитет имущественных отношений (КИО) уведомил нынешнего оператора Кузнечного рынка о прекращении договора аренды в течение трех месяцев. Тот дождался сентября и оспорил решение в суде. В Фонде имущества 78.ru заявили, что считают действия компании «попыткой затянуть процедуру». Но, судя по всему, попытка не удалась. Торги в КИО решили запустить уже в ноябре, не дожидаясь решения суда. Стоимость аренды вырастет на четверть до 14,4 млн в год, а срок соглашения составит 15 лет.

В КИО 78.ru подтвердили, что рынки будут закрывать. Их предстоит переоборудовать под новые веяния. Сроки пока неизвестны. При этом нынешние операторы получат свой «приоритетный» шанс. Если найдут сотни миллионов на инвестиции. Часть компаний готовы включиться в борьбу. Там отмечают, что до этого тянули с модернизацией из-за отсутствия перспектив. Смольный мог разорвать договор в любой момент, и тогда «пропали наши денежки».

Уже сейчас понятно, что в своем традиционном виде городские продовольственные рынки уходят в историю. Хорошо это или плохо – вопрос философский. Чтобы на него ответить, нужно сначала разобраться, что такое рынок сам по себе, и зачем он нужен петербуржцу. Считается, что, с одной стороны, это доступная торговая площадка для фермеров, которых зажимают сети, а с другой стороны, отдушина для малого бизнеса, который может предложить нестандартный и недоступный в сетях ассортимент продуктов. Как показывает практика, этому представлению нынешние рынки соответствуют все меньше.

– Если говорить в глобальном масштабе: фермеров на рынках нет. Если говорить по-честному, то фермеры приезжают только осенью, когда идет урожай, – признался 78.ru директор рынка «Озерки» Павел Краев.

В этой связи интересно почитать отзывы о Даниловском рынке в Москве, которые писали до смены концепции.

Рынок уже не тот, что был года два назад. Периодически посещаем его, но покупаем мало. Сплошные перекупы, товары с оптовых баз, – так звучит типичный комментарий, и примерно те же критические аргументы звучат в адрес современных петербургских площадок.

Если посмотреть нынешние отзывы о Даниловском, то они, в основном, положительные.

Фото: danrinok.ru
Фото: danrinok.ru

Вот, только, речь в них преимущественно идет о «бранчах» в фуд-корте. Открытые рыночные площади остались на месте, но вызывают куда меньший интерес. Да и цены, по словам покупателей, там кусаются. Вопрос цен актуален и для петербургских предпринимателей.

– Опасение в том, что будет выше аренда, и будет выше цена, – заявил 78.ru один из субарендаторов Александр Таменцев.

С учетом того, что Смольный поднимает ставку аренды для оператора, это практически неизбежно. Это означает, что традиционная часть новых рынков будет в значительно меньшей степени ориентироваться на массового покупателя. Ему на смену приходит более обеспеченный потребитель, ориентирующийся на концепт зеленой планеты и фермерской еды.

Фото: danrinok.ru
Фото: danrinok.ru

Себестоимость продукции малых сельскохозяйственных предприятий примерно на треть выше, чем у крупных производителей, которые и заполняют гипермаркеты своим ассортиментом. Естественный выход для первых – ориентироваться на вкусы людей, которые готовы платить больше именно за фермерский продукт. А поскольку у рынков, как у торговых площадок, в их нынешнем заброшенном состоянии есть много минусов, на смену им приходят новые технологии.

В 2017 году петербуржцы тратят в интернет-магазинах почти втрое больше денег, чем в 2016. По данным Яндекс.денег, самый быстрорастущий сегмент – покупка еды. Последние несколько лет интернет-магазины с фермерской продукцией росли как на дрожжах. Часто на сайтах можно посмотреть фотографии «с той самой фермы» или даже встретить обещание «свозить желающих туда на экскурсию». Цены минимум в два раза выше, чем в сетях. Литр молока обойдется в 100 рублей и дороже, а килограмм свинины – в 500-800 рублей. Однако судя по господствующим тенденциям, число потребителей подобной продукции только растет.

Теперь фермеров, возможно, попытаются вернуть и на рынки. Но пока концепция Смольного им не очень понятна.

– Надо изначально понять все-таки конечный концепт: как это будет происходить. В том виде, как это сейчас реализуется, оно не нужно однозначно. И здесь нужно, чтобы было четкое разделение на перекупщиков и конкретно производителей, – говорит президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Михаил Шконда.

До сих пор в Смольном говорили исключительно о ярмарках и мастер-классах, которые преобразят устаревшие рыночные площади. Как в Европе и в Москве. Но внятных описаний того, как будет выглядеть традиционная часть обновленных рынков, до сих пор так и не прозвучало.

ТорговляАукционы
Новости партнеров