Учитель года Илья Демаков: У каждого ребенка – своя «ситуация успеха»
Жанна Воробьёва: В Петербурге есть два вида школ: хорошие и очень хорошие
Тридцатилетний Илья Демаков почти десять лет верен одной и той же школе – гимназии № 116 Приморского района Петербурга. Всё это время он преподаёт детям историю и обществознание, прививает любовь к учёбе и ведёт различные кружки.
На пресс-конференции, посвящённой победе молодого «историка» в главном школьном конкурсе страны – конкурсе «Учитель года России – 2017», присутствовали также председатель Комитета по образованию Петербурга Жанна Воробьёва и директор лучшей школы России (которая также находится в Северной столице) Максим Пратусевич.
Конкурс «Учитель года» проводится уже 27 лет – с 1990 года. Его главным призом является статуэтка «Большого хрустального пеликана». В последний раз «большая птица» посещала наш город в 2007 году.
- И вот, спустя десять лет, учитель истории, которым мы все гордимся, вернул «Большого пеликана» на берега Невы, – отметила Воробьёва.
Всего за годы существования конкурса учителя из Петербурга завоёвывали главный приз четыре раза. Однако «Малых пеликанов» – наград, которые присуждают пятёрке финалистов, – было больше. Причина этого, по мнению участников встречи, проста: в нашем городе образование находится в фокусе внимания. Петербургские школы получают максимум поддержки, и это даёт им возможность развиваться.
- В Петербурге есть два вида школ: хорошие и очень хорошие, – уверена Жанна Воробьёва.
Лучшей из лучших школ, без сомнения, является Президентский физико-математический лицей № 239, которым руководит Максим Пратусевич. Петербургский лицей вот уже три года возглавляет Топ-500 лучших школ страны. Однако теперь в нашем городе не только лучшая школа – петербургские учителя также официально «лучшие из лучших».
Лучший учитель и лучший директор рассказали о том, чем же школьники наших дней отличаются от предыдущих поколений.
Поколение с критическим мышлением
Мышление сегодняшних школьников устроено совсем не так, как у их родителей. С этим соглашаются и учитель года, и директор лицея № 239. Однако у каждого из них свой взгляд на данный вопрос. Илья Демаков считает, что новое поколение уникально благодаря своим необыкновенным способностям.
- У современных детей есть два новых качества, которым я завидую. Во-первых, это удивительная интуиция во всём, что касается техники и технологий. А во-вторых – удивительная способность ориентироваться в огромном море информации, – поясняет учитель. – При этом у них вырабатывается способность относиться к информации критически. То есть ребятам очевидно, что одной позиции по какому-то вопросу не бывает, что всё дискуссионно и всё нужно перепроверять.
«Интуитивную практику», уверен преподаватель, необходимо поддерживать и развивать – ведь это очень полезное качество.
Максим Пратусевич: Технологии влияют на физиологию
Максим Пратусевич согласен с необычайной технической интуицией современных детей, однако отмечает, что в «технически ориентированном» мышлении есть и свои «баги»:
- Я не только директор, но и учитель. Интуиция при работе с гаджетами у них есть, но она есть на первом уровне: включить и сделать что-то простое. А как только начинается что-то более сложное, интуиция не срабатывает. Есть некое нежелание преодолевать трудности. Я преподаю математику, и это сказывается, потому что в математике надо иногда написать три строчки вычислений – а для них это сложно, им лень, они это делать не любят.
Проблему подобной лени Максим Яковлевич видит в привычке сегодняшнего школьника к максимально удобно и «интуитивно понятной» цифровой среде.
- Как только мы забираемся глубже, это «интуитивно понятно» начинает не срабатывать, – считает директор лицея.
И эти изменения носят не только поведенческий характер – меняется собственно мозг ребёнка.
- К сожалению, в нашем восторге перед современными технологиями мы упускаем тот момент, что они влияют непосредственно на саму физиологию. Чего греха таить, если у человека появилась внешняя память в виде интернета, то внутренняя его память развиваться будет хуже. И отсюда следует, что преподавать надо по-другому. А именно – поддерживать все те полезные свойства человека, которые атрофируются с появлением новых технологий.
Максим Пратусевич вспомнил, что топ-менеджмент Силиконовой долины обучает собственных детей в школе, где до 14 лет гаджеты и компьютеры полностью запрещены – их просто нет в жизни ребёнка. Ведь улучшить технические навыки можно и позже, а до того следует развивать «внутреннюю память». И нашим детям всё-таки следует почаще отвлекаться от гаджетов, чтобы мышление не стало окончательно «ссылочным».
«Гаджет-разлучник» и интерес к учёбе
Заинтересовать ребёнка предметом, сделать так, чтобы обучение стало для него удовольствием и по-настоящему важной частью жизни, – одна из самых серьёзных и сложных задач учителя. По мнению Ильи Демакова, решить эту проблему может, в первую очередь, человеческий подход преподавателя к своим подопечным.
- Сегодняшним детям как никогда раньше не хватает живого человеческого общения. У психологов есть даже такое понятие, как «гаджет-разлучник» – когда в семье не только сам ребёнок находится в цифровой среде, но и его родители, – рассказывает учитель.
И школа должна попытаться компенсировать этот острый дефицит человеческого общения:
- Поэтому то время, которое отведено учителю для живого общения с ребенком (это наша внеурочная деятельность), должно быть, прежде всего, временем, когда ребёнок будет услышан, когда он сможет говорить, когда ребята будут слышать друг друга и учителя. Школа должна быть пространством, где ребёнка понимают и принимают. Тогда будет интерес и к предметному содержанию, и к образованию в целом.
У петербургского учителя года, по всей видимости, находить человеческий подход к своим подопечным получается прекрасно. Как рассказала Жанна Воробьёва, возвращение любимого «историка» с победой вызвало у пятиклашек 116-й гимназии целую бурю радости и счастья – столько тепла к своему преподавателю проявляют далеко не все ученики.
«Хоббит», «Гарри Поттер» и ситуация успеха
Лучший учитель России 2017 года проводит много времени со своими учениками не только на уроках. Илья Демаков ведёт также кружок любителей творчества Дж. Р. Р. Толкиена и занятия в театральной студии, где дети ставят спектакли на немецком языке. Отметим, что сам Илья владеет тремя иностранными языками: английским, испанским и немецким.
Однако насыщенная внеурочная деятельность нужна не только для того, чтобы разнообразить досуг петербургских школьников. Всё это помогает «сломать стену» между учеником и учителем – а ведь именно эта стена часто мешает хорошей учёбе.
- Дело в том, что у всех детей по-разному выстроены барьеры, которые им мешают находиться в диалоге с учителем, собой и предметом. Поэтому важно создавать такие формы работы, которые бы эти психологические барьеры убирали. У кого-то этот барьер исчезает на театральной сцене, и тогда важно вывести ребёнка на эту сцену, в комфортных для него условиях – и он включится, раскроется. Это будет его ситуация успеха, – пояснил Илья Демаков. – Для кого-то это просто свободный разговор о любимом писателе, любимом фильме.
Идея создать кружок толкиенистов возникла у преподавателя отнюдь не на пустом месте:
- Практически все дети его читают, а в 116-й гимназии «Хоббит» Толкиена и, кстати, «Гарри Поттер» входят в программу дополнительного чтения.
У каждого ребёнка своя «ситуация успеха», уверен Илья Демаков. И одна из задач учителя – поместить ребёнка в такую среду и ситуацию, которая идеальна именно для него.
Победа – не главная цель
Как известно, следующий конкурс «Учитель года» проводится в городе, где живёт и преподаёт победитель текущего года. А это значит, что чести принимать лучших учителей со всей России в 2018 году удостоится Петербург. Как рассказала Жанна Воробьёва, работа над подготовкой уже началась.
Однако во всех конкурсах и рейтингах первое место никак не может быть самоцелью, твёрдо уверен Максим Пратусевич.
- Это может быть только подтверждением, что мы двигаемся в правильном направлении. И делаем всё, чтобы как можно лучше учить детей, – заявил директор лицея № 239.
Максим Яковлевич рассказал также, что хотел бы, чтобы в ближайшее время в школьном образовании не происходило кардинальных перемен. Ведь «рецепт хорошей школы», по его мнению, очень прост: нужно просто набрать хороших учителей и не мешать им работать.




