Старушка вернулась сама не своя
Вернувшись в свою квартиру 6 октября, Инна Васильева обнаружила… а точнее – не обнаружила две картины, украшавшие ее жилище, как выяснилось, нескромное. Квартира пенсионерки располагается в жилом комплексе бизнес-класса, стоимость квадратного метра в котором начинается от 175 тысяч рублей. Впрочем, говорить о деньгах в контексте пропажи полотна из парижской серии Константина Коровина и «Портрета молодой женщины в красном» Василия Поленова – несколько цинично. Кстати, пенсионерка оценила картины в 8 и 10 млн рублей соответственно. Как заявила петербурженка, картины являлись семейной реликвией и перешли к ее дочерям по наследству от дедушки.
Сама пострадавшая – тоже непростая пенсионерка, как и многое в этой истории. Инна Васильева возглавляет всероссийский фонд развития буддийской культуры и является помощником настоятеля Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй. Кроме того, по рассказам знакомых, в семье Васильевой была непростая ситуация, и, возможно, концы истории нужно искать внутри семьи. Пока, по данным полиции, личность вора неизвестна, как и способ, которым он проник в квартиру. Замок взят на экспертизу. Через эту самую дверь потерпевшая сказала корреспондентам «78», что полиция запретила ей общаться по этому поводу с кем-либо.
По обстоятельствам этого дела, содержащего немало примечательных обстоятельств, возбуждено уголовное дело по статье «кража в особо крупном размере».
Ее пример – другим наука
Попытаемся отвлечься от личного горя потерпевшей и взглянуть на потенциальные риски частных коллекционеров со стороны. Об объемах частных коллекций в Петербурге известно очень немного. Владельцы картин больших мастеров выставляются в галереях крайне редко. И даже если это происходит, то происходит анонимно. Грубо говоря, под картиной на экспозиции никто не подписывает имя, адрес и номер телефона.
– Люди стараются не афишировать произведения искусства, находящиеся в их владении. Кроме того, не существуют юридических документов, которые позволяют легализовать форму владения подобными предметами искусства. Сейчас в этой сфере и области антиквариата вообще очень тяжелая ситуация. Это самое криминальное направление среди всех прочих ограблений. Думаю, женщина, у которой украли картины, ходила по ломбардам, антикварным магазинам, что-то продавала, о чем-то рассказывала, и так ее и отследили, – предполагает искусствовед Елена Самарина.
Многие наивно полагают, что вор просто идет на дело с целью похитить ценный объект и потом как-то его продать. Это не так. Заполучив шедевр, преступник окажется в непростой ситуации – он же не пойдет продавать ее на барахолку. А все официальные галереи обязаны сообщать о предметах, находящихся в федеральном розыске, если таковые к ним принесет наивный преступник.
– Существует внутренний рынок коллекционеров. Что касается таких авторов, как Коровин, Поленов и художников подобного уровня, их творения заказываются конкретными людьми. Существуют целые криминальные цепочки. Вор прекрасно понимает, кому и за сколько он продаст похищенное, – заключает Елена Самарина.
От личного к общественному
Воровство предметов искусства из частных коллекций заслуживает сурового наказания. Но еще более вопиющими являются случаи краж шедевров из национальных музеев, принявшее невиданный размах.
Так, в 1999 году в Санкт-Петербурге в ночь на 5 декабря были похищены 16 картин из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Среди них были ранние работы Александра Иванова, Ильи Репина, Василия Тропинина, «Натюрморт» Ивана Хруцкого, «Портрет художника Федора Алексеева» Михаила Теребенева, пейзаж «В парке дачи Мордвиновых» Ивана Шишкина, портрет художника Архипа Куинджи работы Ивана Крамского. В этом же году ранее двое вооруженных грабителей проникли на территорию Русского музея и похитили две картины Василия Перова — «Гитарист-бобыль» и эскиз к картине «Тройка».
В августе 2001 года из Челябинской областной картинной галереи были украдены две ранние работы Архипа Куинджи — «Вечерний закат» и «Развалины в степи». В том же году году из Эрмитажа была украдена картина Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме». Неизвестный подбросил картину, находившуюся в плачевном состоянии, да еще и сложенную вчетверо, в приемную Геннадия Зюганова в Госдуме.
– Одна из работ Поленова «Монастырь над рекой» была похищена из Севастопольского музея, когда он был еще в составе Украины. Та же преступная группа совершила кражу в Кунсткамере и Эрмитаже в 2005 году. 31 июля 2006 года стало известно о пропаже 221 экспоната из Эрмитажа. В преступлении были заподозрены сотрудники музея и члены их семей, – приводит данные источник 78.ru.