Образ, над которым сгустились тучи, находится в коллекции музея с 1934 года и за все это время покидал его стены только дважды: во время блокады Ленинграда и ради выставки византийского искусства в нью-йоркском музее Метрополитен. Икона стала знаковой для коллекции.
– Это один из центральных шедевров и символ Русского музея. Он всегда был в нашей экспозиции. Масса посетителей приезжает специально, чтобы посмотреть на эту икону. Она включена во все экскурсионные и интерактивные программы, – рассказывает заведующая отдела русского искусства музея Ирина Соловьева.
Сейчас он может покинуть Михайловский дворец навсегда. О намерениях учредителя благотворительного фонда Сергея Шмакова редакции сайта также рассказала Ирина Соловьева. Бизнесмен предложил отреставрировать домовую церковь Михайловского замка за счет принадлежащей ему строительной компании «Сапсан» и разместить икону там. По его замыслу в обновленном помещении древней реликвии будет самое место. Однако у сотрудников Русского музея другое мнение, они считают, что она не может быть куда-либо перенесена и использоваться в качестве молельного образа.
– «Ангел Златые власа» не является ни чудотворной иконой, ни почитаемой святыней. Она никак исторически не связана с этой церковью. Непонятно, зачем ее туда переносить, – недоумевает научный сотрудник отдела древнерусского искусства Ирина Шалина.
Опасения хранителей отдела русского искусства можно понять. Восемь лет назад Шмакову уже удалось заручиться поддержкой министерства культуры и вывезти из Петербурга образ Богоматери Одигитрии, написанный в XV веке. Икону разместили в храме святого Александра Невского в коттеджном поселке «Княжье озеро», построенном фирмой бизнесмена.
Если сначала речь шла о временной экспозиции, то позже стало ясно, что икона в Русский музей не вернется. Приказом культурного ведомства экспонат перевели в ведение научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Хотя фактически все это время памятник продолжает находиться в той же поселковой церкви.
– Сейчас о состоянии иконы ничего неизвестно. Поначалу, пока это считалось временной выдачей из музея, наши реставраторы курировали ее пребывание в поселке. В настоящее время это уже не так, но мы бы хотели ознакомиться с ее состоянием. Памятник долгое время находился в нашей коллекции, неоднократно исследовался. У нас хранится обширная реставрационная документация. Нам небезразлична его судьба, – сокрушается Ирина Соловьева.
Юристы, к которым редакция сайта обратилась за правовой консультацией, не смогли прийти к единому мнению о законности такого перемещения. С одной стороны, все экспонаты принадлежат государству, следовательно, министерство культуры имеет полное право ими распоряжаться. В тоже время адвокат Игорь Теплоухов допускает, что имеет место попытка возвращения иконы в ведение РПЦ. Юрист не исключает, что в 2009 году все могло проходить по схожему сценарию.
– Эта ситуация пахнет незаконностью. Мне кажется, это вывод ценного предмета в ведение РПЦ. Такой путь в обход законодательства. Может быть даже с молчаливого согласия руководства Русского музея. Если бы оно проявило волю в этом вопросе, я думаю такого бы не случилось, – убежден Игорь Теплоухов.
Что ждет икону в дальнейшем пока неясно. В четверг директор Русского музея соберет ученый совет, на котором сотрудники обсудят судьбу визитной карточки коллекции.