Общество
10:153 октября 2017

«Решалы» и нелегалы на большой дороге: кто перевозит жителей окраин Петербурга

Нелегальные перевозчики, водители без лицензий и сомнительные «юристы» являются звеньями преступной схемы, которая ежедневно запускается в Петербурге. Именно они обеспечивают связь между жителями новых микрорайонов и центром Северной столицы. Именно они ежечасно рискуют жизнями тысяч петербуржцев.
Фото: globallookpress.com

Эксперимент с маршруткой

Сотрудники телеканала «78» устроили эксперимент – сели в обычную, на первый взгляд, маршрутку, следующую в пригород. Водитель, конечно, косился на телекамеру и подозревал что-то неладное, но деньги взял. И это несмотря на то, что по нашей информации – перевозка незаконна, а сам водитель находится на территории России нелегально.

В салоне в это время уже полно пассажиров, среди них женщины и дети. Они не знают, что эта попутка – машина-призрак, и они в опасности. Чтобы не рисковать – прямо во время движения – съемочная группа «78» вызывает полицию. Эксперимент удался – ДПС останавливает микроавтобус уже через пару минут.

Откровения некого Аслана о том, что он водитель – ещё лягут в основу доследственной проверки. Больше полиции иностранец ничего не пояснил, потому что сразу же забыл русский. Внезапной остановкой пассажиры сначала были недовольны, но когда услышали, что могли вообще не доехать до работы или, к примеру, детского садика – к произошедшему отнеслись с пониманием.

Забывчивость водителя Аслана неслучайна. Наши подозрения подтвердила полиция: он – часть хорошо отработанной преступной схемы. Транспортное средство, которым управляет, оформлено как грузовое такси. Работать с пассажирами его водители вообще права не имеют.


Одна из уловок, которыми пользуются нелегальные перевозчики, – вызов на дом такси к несуществующему заказчику. Пассажиров, которых сажают на остановках общественного транспорта, такие водители называют случайными спутниками.

«Опытные юристы» в действии

Как правило, когда машину снимают с пробега, разбираться с ГИБДД, Ространснадзором и прочими надзорными органами приезжают специально обученные люди. Оперативники их называют «решалами», мы – опытными «юристами». Их задача во что бы то ни стало отстоять машину и вернуть ее обратно в рейс. Те же самые люди приехали разбираться уже с нами. Но почему-то как только увидели телекамеру и поняли, что перед ними журналисты, желание общаться у них пропало. На вопрос, почему их так часто видят вместе в момент задержания маршруток, – отвечать отказываются. Оперативное видео называют фальшивкой.

Чтобы арестованную машину не увезли на штрафстоянку – на наших глазах один из участников группы поддержки попросту закрывается в ней. Прием хорошо известный – транспорт с пассажиром эвакуировать нельзя. Но есть исключения – например, когда внутри находится человек, причастный к правонарушению. Тогда возможны разные сценарии – вплоть до извлечения при помощи силы. Но прибывшие сотрудники Пушкинского РУВД вмешиваться в ситуацию не стали. Ни водителя, ни пассажира так и не задержали.

Возможно, потому что остановленный микроавтобус принадлежит фирме, директор которой – известная в области бизнес-леди Жанна Тамарова. У нее давние отношения с людьми в погонах. Супруг – начальник ИВС Пушкинского РУВД Денис Тамаров.

– Жанну знают все. Ей нет смысла выходить из тени и становиться легальной. Для этого нужно коррумпировать чиновников, которые помогут выиграть конкурс, а это расходы. К тому же, чтобы получить лицензию на официальные перевозки, нужны новые автобусы – это невыгодно. Проще купить развалюхи, если они сгорят по пути – не жалко, – говорит сотрудник правоохранительных органов.

Специалисты уверены: в Петербурге и области началось объединение нелегальных перевозчиков. Причина – объявленная нелегалам война администрацией области. Поэтому теперь «решать вопросы», связанные с задержанием машин разных компаний, приезжают одни и те же лица, не работавшие раньше вместе. Один из них – господин Макеев, традиционно представляющий интересы дагестанских коммерсантов.

Еще недавно так называемая дагестанская транспортная мафия курировала перевозки в Кудрово. После рейда спецслужб ушла в подполье, но Макеев на службе остался – как и раньше отвечает за взаимодействие с представителями власти. Отличается особой импульсивностью. Вот, как он разговаривает с сотрудниками транспортного комитета во время внеплановой проверки: «Вы че а?! Вы опять беспределете! У них нет предписания. Давай сюда без предписаний не приезжай, слышь да?! Это все очень плохо кончится для вас».

Одним из крупных игроков нелегального бизнеса, решившим объединиться с дагестанскими коммерсантами, эксперты называют компанию «Салют». Ее владелец – уроженец Кургана Андрей Сладков известен в криминальных кругах. В 90-х был осужден на 12 лет за тяжкие преступления, в том числе за вымогательства в составе ОПГ. К тому же, по данным силовиков, весьма преуспел в поставке гастарбайтеров в Северную столицу. О том, что сейчас помощь в регистрации машин и иностранных сотрудников ему оказывают высокопоставленные чиновники – в приватной беседе нам рассказала его бывшая супруга.

– Не велика та сумма, которую он занес Гостехнадзору. Я склонна думать, даже не склонна, а в этом уверена, я знаю это, что он носил больше на Красных текстильщиков в УФМС, чтобы легализовывать этих товарищей здесь на территории. Неоднократно я сама возила эти деньги туда. Выбегала девочка напротив Текстильщиков из машины, брала конверт и убегала обратно. 500 я отвозила. Это правда тоже небольшая сумма…но если она отвозится раз в неделю, раз в две недели…тогда нормально получается, – говорит она.

Не так давно в Сосновом бору вспыхнула стоянка автобусов. Неизвестные забросали машины бутылками с зажигательной смесью. Сгорели девять автобусов, курсирующих между Петербургом и Большой Ижорой. Преступники скрылись ещё до приезда полиции. И это при том, что Сосновый бор – стратегически важный район, здесь расположена атомная электростанция. Он полностью перекрыт камерами видеонаблюдения. Однако, по каким-то причинам – поджигателей автобусов до сих пор не нашли. Ровно, как и заказчиков преступления.

– Если бы работа полиции и надзорных ведомств была против них направлена – их бы уже не было. На самом деле, государственная машина старается их не замечать или не хочет их замечать. Кому-то кажется, что нелегалы – это неважный вопрос. А на самом деле – это серьезный доход и неучтенные деньги, которые могут быть потрачены на что угодно, вплоть до спонсирования организованной преступности, – считает сотрудник правоохранительных органов.

Мягкое наказание лишь подстегивает незаконных перевозчиков. «Решалы» возвращают машины прямо в день ареста. По нашим данным, в городе на рынке нелегальных услуг работает около 600 автобусов. С начала года только 26 из них были помещены на шрафстоянку на длительный срок. Как правило, водителей обвиняют лишь в нарушении правил безопасности. Дел о незаконной предпринимательской деятельности возбуждается немного. Обвинительных приговоров и вовсе нет.

Отвоеванные земли

Впрочем, о начавшемся переделе рынка, появлении целых коалиций и отсутствии должного отпора в администрации Ленинградской области знают. Более того, специально для нас прямо на карте показывают – откуда уже удалось выдавить нелегалов – это Кудрово и большая часть Всеволожского района. Но это только начало. Тревогу вызывают направления Светогорска, Сосновый бор и город Пушкин. Правда, вице-губернатор уверен: со временем одержат победу и там.

– Наказание в части нелегальных перевозок надо однозначно ужесточать. Потому что те меры, которые существуют – не очень пугают тех нелегальных перевозчиков. Прибыль, которую они извлекают из бизнеса, несоизмеримо больше, нежели то наказание, которое можно получить. Мы надеемся, что вот эти случаи послужат поводом для ужесточения федерального законодательства, – говорит вице-губернатор Ленинградской области Михаил Москвин.

Еще одной важной причиной роста нелегальных перевозок эксперты называют ошибки Смольного в градостроительной политике. Огромные новые микрорайоны не обеспечены транспортом. Именно туда нелегалы слетаются как мухи на мед. Неконтролируемый спрос рождает все больше сомнительных предложений.

По мнению специалистов, в ближайшие месяцы ситуация только ухудшится. Пик противостояния нелегалов и официальных перевозчиков придется на конец осени, когда испортится погода. Если к этому времени власть региона не одержит ту самую победу, появится альянс незаконных перевозчиков уже не с двумя, а с целой армией «опытных юристов».

Транспорт
Новости партнеров