Прямой эфир

Полгода доходило: давка в метро нужна только террористам, а помощь – всем пострадавшим

Александр Саблин
3 октября 2017, 17:39
Спустя шесть месяцев после страшного теракта в петербургской подземке последним 25 пострадавшим начали выплачивать компенсацию, правда, усилиями волонтеров. До этого в Смольном упорно сомневались насчет их статуса. Лишь немногим меньше времени чиновникам понадобилось, чтобы понять другую очевидную вещь – тотальные досмотры на входе и возникающие из-за них скопления людей повышают террористическую угрозу, а не снижают. 78.ru провел работу над ошибками.
Фото: gov.spb.ru

На перегоне между станциями «Сенная Площадь» и «Технологический институт» 3 апреля прогремел взрыв, унесший 16 жизней. Еще 92 человека пострадали. Им пообещали выплатить компенсации, однако на практике право на получение помощи имеют далеко не все. В список исключений попали 25 человек. Этих людей правоохранительные органы официально признали потерпевшими. Но в чиновничьих кабинетах в выплатах им отказали, так как «потерпевшие», с точки зрения юридических формулировок, еще не значит «пострадавшие». Нет серьезных повреждений – нет компенсаций. Психологические травмы или, к примеру, утерянное имущество не в счет. Таков суровый закон.

Поначалу в Смольном вообще не видели проблемы. Когда сложившаяся ситуация получила резонанс благодаря вмешательству средств массовой информации, председатель Комитета по социальной политике Александр Ржаненков поспешил всех успокоить.

– Мы в любом случае окажем содействие и финансовую помощь, если это не получится в рамках действующего постановления правительства Санкт-Петербурга или постановления правительства РФ. В любом случае этих граждан мы в беде не оставим, - пообещал чиновник в мае.

Спустя еще два месяца на сайте change.org опубликовали петицию в защиту тех самых 25 «исключений».

– Почему не считаются пострадавшими люди, официально признанные потерпевшими, оказавшиеся в мирное время на войне, в поезде смерти, в крови и в человеческих останках, пережившие непередаваемый ужас от увиденного после взрыва и от страха умереть, не доехав до станции, задохнувшись в тоннеле или от повторного взрыва? – возмущалась автор документа Александра Шнайдрук.

В итоге петиция довольно быстро собрала более 150 тысяч подписей. Дальше игнорировать проблему было уже невозможно. В середине сентября в Смольном после очередного совещания договорились о том, что выплаты произведет благотворительная организация «Прерванный полет». Это НКО когда-то создали родственники жертв другой трагедии – авиакатастрофы над Донецком в 2006 году. Оно официально по соглашению с властями собирало пожертвования для пострадавших в теракте.

Как рассказала 78.ru Александра Шнайдрук, к настоящему времени за помощью обратились 12 из 25 человек.

– Им уже выплачено. Если не ошибаюсь, на рассмотрении ещё одно заявление. Некоторые подавать заявления не будут, –сообщила активистка.

Ее петиция содержала и другую просьбу к властям – принять закон, который навсегда урегулировал бы возникшую коллизию. В 21 веке давно не секрет, что в результате стихийных бедствий человек получает не только физические травмы, но и моральные, психологические. Ему может понадобиться самая разнообразная помощь, которая не входит в бесплатную программу территориального фонда ОМС. Например, пластическая операция, восстановление зрения или протезирование. На принятии такого закона настаивали еще родственники жертв трагедии в Беслане, но с тех пор ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки.

На просьбу о помощи откликнулись две фракции петербургского парламента. «Эсеры» разработали поправку в Социальный кодекс, предложив заменить в нем слово «пострадавшие» на «потерпевшие». «Партия роста» подготовила более обширный документ, существенно меняющий городское законодательство. Он предполагает увеличение размера компенсаций, а также выделение средств из бюджета на оказание любой медицинской помощи, которая понадобилась в результате теракта или стихийного бедствия. В том числе операций, которые в обычной ситуации бесплатно не делают.

– Также законопроект предполагает помощь в получении образования тем, кто обучался на платном отделении и получил травмы, либо детям погибших. Аналогичная помощь предусмотрена с поступлением в школы и детские сады, – рассказала 78.ru одна из авторов документа Оксана Дмитриева.

Кроме того, документ, по ее словам, предусматривает оказание психологической помощи. В настоящее время он находится на согласовании в Смольном. Дальше его планируется внести на рассмотрение петербургского парламента.

В первые дни после теракта многие петербуржцы опасались спускаться в метро, пассажиропоток заметно снизился. Тем временем, в высоких кабинетах подумали-подумали и придумали, как всех успокоить и повысить уровень безопасности. Летом на отдельных станциях петербургской подземки начались тотальные досмотры, как в аэропорту. Как результат, столпотворение, очереди и давка на входе. По мнению экспертов, в результате ситуация сыграла только на руку потенциальным преступникам.

– При обеспечении безопасности важно различать типы объектов. Существуют объекты, которые используются достаточно редко: вокзалы и аэропорты. Далеко не каждый день мы передвигаемся на электричке, поезде или особенно на самолете. Обеспечить тотальный досмотр в аэропорту реально, хоть и не всегда это эффективно. Досмотр на входе, который существует в российских аэропортах, я не встречал нигде в мире. Скопление людей у пункта досмотра создает для террориста смертника благоприятную ситуацию. Когда аналогичные меры безопасности переносятся на массовые объекты, например, метро, создается и вовсе идеальная ситуация для возможного злоумышленника, так как там собирается значительно большее число людей, – отметил в беседе с корреспондентом 78.ru ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Кирилл Титаев.

По его словам, приспосабливать готовые здания под тотальные досмотры практически нереально, а основной и самый эффективный метод предотвращения терактов – это оперативная работа.

За заторы администрации «Петербургского метрополитена» досталось от Ространснадзора. Там порекомендовали сотрудникам петербургской подземки поучиться у московских коллег. А в сентябре в Министерстве транспорта нашли способ устранить «неоднозначные толкования» в действующих правилах. Согласно подготовленным ведомствам поправкам, в метро должен действовать выборочный досмотр. Обращать внимание следует на большие сумки и людей, которые ведут себя подозрительно.

Среди сотен миллионов рублей, которые были потрачены на усиление безопасности петербургской подземки после теракта, нашлись средства и на обучение персонала. Почти тысячу сотрудников метро пройдут специальные курсы. Они будут изучать эффективные методы досмотра и технику, которая при этом применяется.

Кирилл Титаев также настоятельно рекомендует всем петербуржцам прислушиваться к набившим оскомину объявлениям о безнадзорных предметах. Своевременные звонки уже неоднократно помогали предотвращать реальные террористические акты.