Дмитрий Шостакович рос в, пожалуй, самые тяжелые и трагические для Петербурга годы. Первую пьесу будущий композитор написал в 1914 году, когда ему было только восемь лет. Зачастую вдохновением для мальчика служили звуки и другие впечатления, которых в годы Первой мировой и Гражданской войн было предостаточно.
Первое сочинение, какое я сейчас припоминаю, была какая-то длинная пьеса, под названием «Солдат». Толчком к этому сочинению явилась война 1914-го года. Тогда я сочинял, получая толчки к творчеству исключительно от внешних событий и явлений, как-то – война, марширующие солдаты, шум улицы, лес, вода, огонь. Будучи совсем маленьким, видел как горел лес. Это послужило толчком к сочинению какой-то «огненной сонаты» для рояля.
Талант Мити сначала вызывал сомнения у профессиональных музыкантов. Шостакович вспоминал, что преподаватель Московской консерватории Александр Зилоти раскритиковал его навыки.
«Вывод Зилоти был категоричен: «Карьеры себе мальчик не сделает. Музыкальных способностей нет». Плакал я тогда всю ночь... Очень обидно было. Видя мое горе повела меня мать к А. К. Глазунову...», - вспоминал Шостакович.
Директор Петербургской консерватории Александр Глазунов разглядел в двенадцатилетнем мальчике талант композитора и убедил родителей, продолжать занятия музыкой.
Дипломной работой Дмитрия Шостаковича стала Первая симфония. С ее помощью молодой девятнадцатилетний композитор заявил о себе настолько громко, что стал известен далеко за пределами России и даже Европы. После премьеры симфонии в Ленинградской филармонии дирижер Николай Малько писал:
Только что вернулся с концерта. Дирижировал в первый раз симфонией молодого ленинградца Мити Шостаковича. У меня такое ощущение, будто я открыл новую страницу в истории русской музыки.
Критики заговорили о композиторе, как о мастере, способном заменить эмигрировавших Рахманинова, Стравинского и Прокофьева. Уже в 1927 году партитуру попросили прислать в Германию и в Филадельфию. Заграничная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 году в Берлине.
Первой симфонией Шостакович заявил о себе, но обессмертила его Седьмая симфония. Изначально композитор задумывал ее как протест не только против фашизма, но и против любой тоталитарной власти. Наброски первой части были готовы еще в 1940 году. Он даже показывал их близким друзьям, но нигде не публиковал.
Начало Великой Отечественной войны застало Шостаковича в Ленинграде. Композитор дважды просил призвать его на фронт, но ему отказывали и советовали заниматься своим делом. В итоге он вошел в добровольную пожарную дружину и тушил зажигательные бомбы, которые падали на крышу консерватории. Во время дежурств, и днем, и ночью он писал симфонию. О первых месяцах войны композитор вспоминал так:
С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников… Моим оружием была музыка.
Вторую часть симфонии Шостакович закончил 16 сентября и через час сообщил об этом по Ленинградскому радио. Своим выступлением он хотел поднять боевой дух горожан.
Час тому назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения. <...> Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы сейчас несем свою боевую вахту.
Во время выступления композитора на радио работала поэтесса Ольга Берггольц. Она вспоминала, что все сотрудники очень боялись, что выступлению помешают накладки, другими словами, артобстрелы. По ее словам, Шостакович стал для современников частью жизни, частью биографии. Берггольц вспоминала:
Когда началась война, Дмитрий Дмитриевич остался в Ленинграде, но самое главное и, непонятное ни для кого, кроме советского народа, – он продолжал творчески работать. И никогда, как он сам говорил, он так великолепно и творчески не работал, как в эти дни, как в дни смертельной угрозы нашему городу Ленинграду.
В осажденном Ленинграде композитор написал три части симфонии и отпраздновал 35 день рождения. В начале октября Шостаковича с женой и двумя детьми эвакуировали сначала в Москву, а затем в Куйбышев (Самара). Только там 27 декабря ему удалось завершить Седьмую симфонию. Она забрала у композитора столько сил, что даже такому трудолюбивому человеку потребовалась пауза. В письме Самуилу Маршаку Шостакович писал:
Я закончил здесь свою Седьмую симфонию. После нее перо мое немного затупилось, и пока ничего не пишу. Зато почти ежедневно сижу на репетициях симфонии, которую с большой тщательностью разучивает оркестр Большого театра под управлением Самосуда
Впервые новое произведение прозвучало в Куйбышеве 5 марта 1942 года. Ее сыграл эвакуированный оркестр Большого театра. После была премьера в Кремле, в Колонном зале московского Дома союзов. В Новосибирске сочинение Шостаковича исполнил оркестр Ленинградской филармонии. Иностранная премьера состоялась в первую годовщину начала Великой Отечественной войны в Лондоне.
Так композитора назвали журналисты американского Times, поместив его портрет в каске пожарного на обложке. Номер вышел на следующей день после первого исполнения симфонии в Нью-Йорке 19 июля 1942 года. Под иллюстрацией была подпись:
«Пожарный Шостакович. Среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы»
В течение года в Соединенных Штатах симфонию исполнили более 60 раз, редкие сочинения могли похвастаться такой популярностью. Сочинение Шостаковича вызвало огромный отклик в США. Американский поэт Карл Сэндберг в своем послании советскому композитору писал:
В Берлине нет новых симфоний. В Париже, Брюсселе, Амстердаме, Осло, Праге, Варшаве – повсюду, где ступают фашисты, где они установили свои законы, – там нет больше новых симфоний...Ваша музыка рассказывает миру о великом и гордом народе, непобедимом народе, который борется и страдает для того, чтобы внести свой вклад в сокровищницу человеческого духа и свободы.
Самая главная премьера симфонии прошла позже всех предыдущих, но прогремела буквально на весь мир. 9 августа 1942 года в филармонии осажденного Ленинграда впервые прозвучала Седьмая симфония Шостаковича. Музыкантами дирижировал Карл Элиасберг. Позже он вспоминал, что пришел в ужас от партитуры, ведь в окруженном городе не было даже обычного оркестра, а симфония была написана для расширенного состава. Чтобы набрать необходимых музыкантов, пришлось отзывать их с передовой Ленинградского фронта.
Не только исполнители, весь город готовился к премьере. По воспоминаниям современников, билеты на представление считались наградой. В назначенный день Ленинград усиленно защищали от артобстрелов. Благодаря этому в назначенный час в освещенный всеми люстрами зал Филармонии смогли спокойно прийти зрители.
«Проснулись мы в этот день под звуки артиллерийской канонады. Канонада прекратилась около 5 часов дня. Когда оркестр вышел на эстраду, весь зал встал... В программе была только симфония. Трудно передать атмосферу, царившую в переполненном зале Ленинградской филармонии. В зале преобладали люди в военной форме. Многие бойцы и офицеры приехали на концерт прямо с передовых», - вспоминал дирижер Карл Элиасберг.
Выступление оркестра транслировалось через громкоговорители по всему городу. Кроме того, весь мир слышал его по радио. Оно произвело огромное впечатление как на союзников, так и на врагов. Значительно позже, уже в мирное время, двое туристов из ГДР разыскали дирижера. Они сказали Элиасбергу, что поняли, что проиграют, в тот день, когда услышали трансляцию из Ленинграда.
Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть.
Интересные факты о Дмитрие Шостаковиче