В 1896 году в России построили первый автомобиль, и тогда же Городская дума впервые обложила налогом «механические экипажи». Ставка равнялась 15 рублям в год. Ровно столько же приходилось платить в казну за право пользоваться собственным конным экипажем. Для сравнения, разовый проезд в конке обходился в несколько копеек, также в ходу были паровые омнибусы. Личные «экипажи» являлись роскошью, а автомобили – и вовсе модной игрушкой для очень богатых людей.
Вскоре Генри Форд совершил знаменитую революцию в автомобилестроении, поставив производство на конвейер и значительно снизив себестоимость сборки. На Западе машины постепенно стали доступны представителям среднего класса, превращаясь из предмета роскоши в средство передвижение.
В России в силу объективных исторических причин тот же процесс проходил медленнее. Зато уже в годы НЭПа налог начали платить за каждую лошадиную силу. При этом в категорию «роскошь» помимо машин попадали и велосипеды с рабочими лошадьми, которые облагались аналогичным сбором.
Интересно, что тогда же появилась и дифференциация налога по населенным пунктам. Согласно декрету СК РСФСР от 1925 года, Ленинград попал в список городов, где можно было вводить предельно допустимую ставку.
Корнями в глубокую историю уходит и тема льгот, позволявшая отдельным категориям автовладельцев не платить. Согласно Указу Президиума ВС СССР от 1942 года, в число льготников попали, к примеру, старатели золотой и платиновой промышленности. При этом в 40-е годы ленинградские автомобилисты должны были отдавать 25 рублей за каждую лошадиную силу своего автомобиля. Жителям рабочих поселков «железные кони» обходились всего лишь в 10 рублей за лошадку при средней зарплате порядка 400 рублей. Интересно, что за настоящую лошадь нужно было внести 250 рублей.
Лишь к 1959 году велосипеды перестали облагаться налогом наравне с машинами. Так что не стоит удивляться тому, что почтальон Печкин почти до пенсии разносил «Мурзилку» пешком.
Законодательство начала 80-х характерно попыткой унификации таких различных транспортных средств, как автомобили, снегоходы и катера. Все они облагались налогом по единой ставке – 25 копеек за одну лошадиную силу. За мотоциклы платить приходилось по 15 копеек за лошадку. К слову, лишь к этому времени сами лошади и буйволы перестали считаться транспортом официально. Теперь разъезжать на них можно было бесплатно.
В 1988 году на фоне острого экономического кризиса ставка транспортного налога выросла вдвое. Теперь за автомобиль стали собирать уже 50 копеек с лошади, а за мотоцикл – 30.
В 1991 году в России появилась в первая в истории прогрессивная шкала транспортного налога в зависимости от мощности транспортного средства. Обладателям машин до 100 лошадок сохранили старую ставку, а для владельцев более мощных транспортных средств она возросла в разы.
Спустя десять лет разница выросла еще больше. За машины до 100 л.с. ставка составляла 5 рублей, а для авто свыше 250 л.с. она поднялась до 30 рублей. Эта разница в общем и целом сохранилась до настоящего времени. Сегодня в Петербурге соответствующие ставки равняются 24 и 150 рублям.
Однако в 2013 году в этой системе появилось важное дополнение. Поскольку даже автомобиль в 250 лошадиных сил – уже не роскошь, а прогрессивную шкалу подоходного налога вводить не планируется, для владельцев машин дороже 3 миллионов ввели повышающие коэффициенты. Больше всего платят те, кто ездит на самых старых и дорогих автомобилях. В результате дифференциация значительно выросла. В среднем автомобилисты Петербурга платят 553 рубля в год, но владельцу Bugatti Veyron придется раскошелиться на полмиллиона.
Еще 8 лет назад в Госдуме начали впервые обсуждать идею отмены транспортного налога, как в ряде европейских стран. Сбор предлагалось включить в цену на бензин. С тех пор акцизы росли, но и транспортный налог никуда не делся.
Этим летом отмена транспортного налога взамен увеличения акцизов вновь широко обсуждалась, армию сторонников такого подхода пополнила, к примеру, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Однако пока история повторяется. По словам главы Минфина Антона Силуанова, акцизы будут повышать в два этапа: на 50 копеек за литр с января и еще на 50 копеек с 1 июля 2018 года. Это принесен казне 55-60 млрд рублей на строительство дорог, а бензин подорожает примерно на 1 рубль 20 копеек за литр. При этом транспортный налог по-прежнему придется платить.
Зато в деле обложения налогом владельцев автомобилей в последнее время наметилась другая тенденция – борьба за экологию. Так, в Минфине и Минпромторге обсуждали идею замены транспортного налога на экологический сбор. При таком подходе больше платить пришлось бы владельцам самых дешевых машин с максимальным выхлопом, а хозяева дорогих и мощных гибридов в итоге оказались бы «в шоколаде».
От такого решения на федеральном уровне отказались, однако в Петербурге реализовали свой региональный вариант. Власти Северной столицы полностью освободили от уплаты транспортного налога владельцев электрокаров. В итоге получается, что теперь самые богатые не платят. По крайней мере, некоторые из них. Хотя эффект для экологии от такой меры весьма сомнителен. Просто при переходе на электричество вместо выхлопов из трубы автомобиля повышаются выхлопы ТЭЦ, вырабатывающих электроэнергию.